Музей массовых манипуляций
Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»
К описанию музея Залы музея Главная страница
Сетевой маркетинг как пример манипуляции
Исследование - © Денис Паничкин
Наибольшее количество моих рекламных трофеев составляет реклама сетевого маркетинга - MLM-компании (по приёмам манипуляции она сходна с мошенничеством под видом «работы на дому» и вовлечением обывателей в биржевые спекуляции, но эти больше всего встречаются в Интернете). Сетевой маркетинг критикуют давно, приводя ряд справедливых указаний:
- сходство сетевого маркетинга с мошенническими схемами финансовых пирамид;
- обвинения в ценовых сговорах (фиксировании цен на предлагаемую продукцию);
- фактическое принуждение начинающих дистрибьюторов к непроизводительным расходам на начальном этапе (участие в платных обучающих семинарах, тренингах и других мероприятиях, приобретение учебных материалов и пр.);
- подчёркнутый упор на расширение сети за счёт привлечения новых участников нижнего уровня, в ущерб увеличению фактических продаж;
- поощрение (а иногда даже принудительное введение) практики закупки дистрибьюторами продукции MLM-компании для собственного пользования;
- потенциальная возможность эксплуатации личных отношений в качестве канала рекрутирования новых участников сети и способа обеспечения расширения продаж;
- приглашения на встречи без пояснения конкретной цели;
- введение в заблуждение потенциальных участников о возможных финансовых рисках, о потенциальном разрушении сети из-за выхода людей, терпящих неудачу.
- применение чрезмерно усложнённых компенсационных схем;
- использование ритуалов и приёмов, имеющих целью поддержание энтузиазма обычных участников и ревностного служения своей компании.
Отмечается, что деятельность компаний сетевого маркетинга зачастую проходит вне правового поля: товар не принимается обратно и не обменивается, как это положено по закону о правах потребителя; не возвращаются деньги за нереализованный товар, бывают случаи мошенничества. Но я считаю, что сетевой маркетинг – это уже массовый обман. Расходясь во многом со служителями культа, тем более православными, я могу согласиться с ними по поводу того, что сетевой маркетинг – это коммерческий культ.
Трофеи, которые я собрал по разным районам собственно Санкт-Петербурга и частично его пригородов (Колпино, Красное Село, Шушары), позволяют получить представление, что сетевой маркетинг чаще всего выдаётся в объявлениях за предложение работы с нереальными обещаниями, которые рекламодатели даже не собираются выполнять, мало того, нанятые расклейщики с осени 2014 года уже не скрывают, что «это лохотрон».
Способы, которыми ведутся манипуляции в рекламе сетевого маркетинга, я распределил на четыре вида (при этом каждый следующий вид или подвид может использовать и предыдущие):
1.Манипуляция исключительно словами. Здесь можно выделить семь подвидов:
1.1.Использование слова «работа» и производных от него
1.2.Отрицание или снижение труда как ценности
1.3.Взывание к положительным качествам
1.4.Игра на отрицательных эмоциях
1.5.Ложные и искусственно создаваемые «ценности»
2.Манипуляция числами. Обычно это напечатанная в объявлении величина «заработной платы» («заработка», «дохода»), пишу в кавычках, потому что величины названы нереально высокие (для сравнения: в середине 2015 года заработная плата водителей трамваев или троллейбусов по данным СПб ГУП «Горэлектротранс» - 40-44 тысячи рублей, и это выше среднего по Санкт-Петербургу). Но иногда это величина продолжительности работы (например, «3-4 часа подработки»).
3.Манипуляция с использованием изображений. Чаще всего, это «статусная атрибутика» (пачки и мешки денег, автомобили), но бывают и рисунки просто для привлечения, не имеющие непосредственного отношения даже к сетевому маркетингу. Обычно эта манипуляция несамостоятельна, применяется как вспомогательная к предыдущим.
4.Смешанные манипуляции, использующие «всё и сразу» из того, что я перечислил.
Отдельные трофеи, заведомо относящиеся к продвижению сетевого маркетинга, можно встретить и в других залах музея, поскольку они представляют собой или памятники безграмотности, или такие способы манипуляции, что «нарочно не придумаешь». Не вошли в это собрание и объявления с явным указанием на принадлежность к «Национальной страховой группе». Достоверно принадлежащими ей я считаю те объявления, где упоминается квартира (жилищный вопрос, недвижимость – как словами, так и изображениями). Общие манипулятивные приёмы этой организации те же самые, которые я классифицировал, а особенные приёмы заслуживают отдельного изучения, как и деятельность НСГ – предмет для расследования, причём не только журналистского, но и соответствующими структурами, которые много лет делают вид, что ничего не замечают.
Отношение (до презрения) к адресатам объявлений у организаторов сетевого маркетинга выражается хотя бы в том, что объявления изготовляются на случайно подвернувшейся бумаге (судя по трофеям, найденным на Авиационной улице в октябре 2015 года, это могут быть старые календари)
Трофей с проспекта Большевиков вблизи станции метро «Улица Дыбенко»: уже настолько утратили остатки чувства опасности и настолько презирают адресатов аудитории, что не скрывают своё занятие сетевым маркетингом, то есть сбытом дряни по завышенным ценам (номер телефона срезан намеренно)
Выводы, которые я сделал по итогам исследований, следует назвать трагическими. Дело в том, что всех «любителей лёгких денег», «халявщиков» и «лохов» обобрали много лет назад, сейчас взялись за тех, кто не так доверчив или жаден.
Надо сказать, даже человек, которого трудно обмануть в здоровом состоянии, может повести себя совершенно иначе, будучи здоровым, но утомлённым, или в трудной жизненной ситуации. В этих условиях могут снизиться способности к критической оценке ситуации.
И манипуляторы используют как общую сложившуюся практику (которая должна быть пересмотрена), так и конкретные трудные ситуации, а иногда сами создают их искусственно или содействуют их созданию. Например, дискриминация приезжих в крупных городах, высокомерие туземцев, которое задевает самых достойных приезжих. Или взаимоисключающая практика дискриминации - по опыту работы (кто его не имеет или имеет недостаточно) и по возрасту (неохотно берут на работу лиц старше 40, а то и 35 лет, хотя опыт работы у них может быть достаточным: чтобы иметь опыт работы, нужно работать). Противопоставляются однокоренные слова «работать» и «зарабатывать», до того, что обывателями они воспринимаются чуть ли не как антонимы, и «зарабатывать» часто прилагается совершенно неуместно к нетрудовым доходам.
Организация сетевого маркетинга как подмена работы имеет ещё одну сторону: большинство участников выведены за штат (то есть – вопреки правовому пониманию работы – не имеют никаких прав даже теоретически). В штате состоят сами организаторы и те, кто им прислуживает. А это - мечта наиболее психопатических боссов – заменить наёмный штатный трудовой коллектив внештатным заёмным, то есть когда рабочих много, а трудового коллектива как такового нет, но имитируется его существование.
Сетевой маркетинг – это уже не просто массовый обман населения ради денег или коммерческий культ, это один из способов создания управляемого стада-толпы и пропаганда полного потребительства и контртрудового образа жизни как нормы и идеала, чтобы люди «трудились и стыдились того, что они трудятся».
Но кроме выводов, исследование должно содержать и предложения. И это предложение сводится к одному: поступать противоположно этим установкам, действовать открыто против них. Признать сетевой маркетинг ложью и все истории о том, что кто-то чего-то получил от него считать или обманом, или свидетельством того, что этот человек – такой же психопат, как и организаторы (соответственно, они приняли его как своего и позволили ему обогатиться за счёт множества других). Сетевой маркетинг новой стоимости не создаёт. Это разновидность «полусветовой экономики». Если поставка участников в сетевой маркетинг прекратится, он будет вымирать. Каждый из читателей может это сделать, и в данном случае простой протест (отказ от участия) в масштабах даже одного района, а тем более – города с населением на миллионы – уже сопротивление (без новых вовлекаемых из числа населения сетевой маркетинг не может существовать).