МММ-2015: «Музей массовых манипуляций»

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

 

1.Манипуляция словами

 

1.4.Игра на отрицательных эмоциях

 

 

В рекламе обмана, известного широкому кругу как «сетевой маркетинг», при маскировке под предложение работы, в противоположность использованию действительным ценностям, намного чаще используется игра на страхе, неудовлетворённости, обидах, статусе, считающемся низким в обывательском представлении. Например, используется слово «кризис» и производные от него («антикризисное предложение», «хорошая работа даже в кризис»). Игру на этом слове я встретил массово, например, в рефератном деле, в 2009 году, когда все преподаватели вдруг захотели отразить кризис (или «антикризисные программы» неизвестно чего) в дипломных работах.

Понятие «хорошая работа» тоже определяется неоднозначно. Мой брат, например, на фоне «малого» - семейного – кризиса в 2000 году определял «хорошую работу», как возможность заниматься полукриминальным бизнесом, опираясь на эту работу. То есть – хищениями, а это уже не работа, хотя он скорее был склонен считать «не работой» то, что я пишу курсовые и контрольные на заказ. Это он склонен был считать «подработкой для безработного».

Я ещё смог устоять под этим давлением. А вот другие … Для них предназначены объявления четвёртого подвида при манипуляции только словами.

 

***

 

***

 

 

***

 

 

***

 

***

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

***

 

 

***

 

***

 

 

***

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

***

 

 

***

 

 

***

 

***

 

Как видим, в основном ключевым словом является угроза - кризиса, потери работы (что означает снижение социального статуса человека, переходящее при искусственно созданных условиях даже в социальную дискриминацию, в отдельных случаях – потерю цели жизни и даже воли к жизни). Например, «устал быть подчинённым или сократили?», «для тех, кто не потерял желание жить». Используется также образ «петли», зависимости, «офисного рабства».

Как уже отмечалось, обманщики вовлекают в схемы сетевого маркетинга группы бюджетополучателей (это - низовой состав государственных служащих, студенты, пенсионеры, военнослужащие, учителя, медработники, то есть лица, которые зависимы от бюджета и страдают от кризиса). Конечно, во внимание не принимается, что кризис, будь он 1992, 1998, 2008 или 2014 года – это один общий системный кризис, а между ними были только кратковременные улучшения. И связано это с сознательной безответственностью правительств ряда стран. В том числе – с молчаливым поощрением таких структур сетевого маркетинга, как способа отъёма денег у населения и превращения большинства населения в управляемое стадо.

Используются и конкретные трудные жизненные ситуации тех, у кого стадный инстинкт слабый, подавленный или совершенно отсутствует. В трудной ситуации или в состоянии утомления способность критической оценки снижается. Поэтому появляются предложения для возможных жертв, как: «требуются бывшие руководители различных сфер», «для отчаявшихся найти работу», вариант: «Устали искать работу? Мы предлагаем Вам высокооплачиваемую работу с возможностью карьерного роста?» Не слишком ли хорошее предложение, чтобы в него верить?

Более мягкая и тонкая игра словами применяется при поиске возможных кандидатов в жертвы не при собственно трудной ситуации, а при менее выраженном недовольстве: «вам нравится всё, кроме зарплаты», «достал начальник», начальник жлоб» (образ начальника как отрицательный известен с советских времён, уже тогда на бытовом – но ещё не политическом – уровне существовала сознательная безответственность руководителей, желающих иметь права и не иметь обязанности, что и определяло их поведение). Более подробное описание: «Вы торговый работник? Надоело стоять за прилавком?», и далее знакомые предложения «работы» с использованием проанализированных выше манипуляций словами.

Есть несколько неожиданных, но также манипулятивных объявлений в части предиката: «Работа неугомонным пенсионерам» или «Вам 45-50 лет. У вас маленькая пенсия?» По закону, пенсионный возраст для женщин 55 лет, для мужчин – 60 лет. Речь, возможно, идёт о «досрочниках». Неопределённая работа в офисе, то есть на рабочем месте в организации, но при этом предлагаются вольности в трудовой дисциплине – «гибкий график работы». Внимание заостряется на том, что у читателя «маленькая пенсия», а работодатель – «крупная коммерческая компания» (но это уже более сложный приём игры словами).

Довольно широко в предикативной части объявления называется дискриминация, например, «работа для приезжих». Это отражает сложившуюся практику высокомерия ниеншанцких туземцев: достойный человек приезжает в Санкт-Петербург по какой-то причине (так как я признаю право на неприкосновенность частной жизни, то не стану интересоваться причинами), ему как по уговору отказывают в работе, даже с нарушением трудового законодательства, но трудовая инспекция сочувствует работодателям и туземцам (если только не нужно обратное - унизить добросовестного работодателя, шантажируемого работниками), поскольку набрана из таковых и в основном особо ленивых, желающих получать гарантированные деньги за безделье или, в крайнем случае, создание видимости работы. Так что расчёт строится на то, что жаловаться на незначительные нарушения никто не станет, и, если кто-то решится, ему просто не помогут, хотя формально не откажут. И отчаявшись найти работу, приезжий может и в сетевой маркетинг ринуться … Я даже допускаю, что организаторы сетевого маркетинга могут договариваться с отдельными работодателями, чтобы они побольше отказывали приезжим, и тем самым содействовали поставке жертв для этого разряда обманщиков.

Другие виды дискриминации, на который обращают внимание организаторы сетевых пирамид, - это дискриминация по опыту работы либо по возрасту. Они взаимоисключающие, поскольку чтобы иметь опыт работы, нужно работать, а этого как раз не дают многим людям, готовым трудиться, даже если есть рабочие места по их роду деятельности. Напротив, у возрастных, тоже дискриминируемых, но по возрасту, как раз опыт работы может быть более чем достаточный. Соответственно, речь идёт о круговой поруке и даже сговоре работодателей и мошенников MLM. Безнаказанность дискриминации – также поощрение обмана и унижения одновременно, когда людей искусственно делают как бы больными и при этом спрашивают с них, как со здоровых.

В качестве «компенсации» иногда пишут «обучение бесплатное», но это прямая обязанность любого работодателя. В этом отношении мне вспоминается практика «фриланса», где признаётся только опыт работы в конкретной компании, пересчитанное на рейтинг. Эту практику используют рефератные посредники, например, Author24. При этом они поощряют посредничество при посредниках (я называл это явление «младшими посредниками» и «посредниками второго порядка»), иначе чем объяснить, что такой посредник за время меньше месяца мог получить такой высокий рейтинг, какой за четыре года нарабатывает исполнитель сложных технических заказов? Как рассчитывается рейтинг, мало кто знает, она закрыта, засекречена, но если судить по «утечкам информации», то на повышение рейтинга влияют платные услуги, покупаемые пользователями у администрации «фрилансовых» ресурсов, что противоречит трудовому законодательству (за работу тебе должны платить, а не ты должен платить за право работать).

В Центральном районе я видел объявления с саркастическим текстом: «Образование не помогает, работа не кормит, пенсия не радует?» То есть – сетевой маркетинг есть отражение бедствий общества, причём не в кривом зеркале, а в обычном, где изображение, согласно представлениям физики, - мнимое, а не действительное, причём правое и левое поменяны местами. Это – насмешка над работой, над производительным трудом как ценностью, и в использовании отрицательных эмоций при манипулировании только словами эта насмешка проявляется особенно жестоко по отношению к адресатам объявлений.

Но есть пример ещё глупее - с издевательским стишком «Хватить сидеть на шее у папки - иди зарабатывать бабки», этот трофей взят в октябре 2015 на Авиационной улице. Комментариев не требуется, это манипуляция из манипуляций.

 

 

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

К описанию МММ-2015        Залы музея       Главная страница