Музей массовых манипуляций
Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»
Сетевой маркетинг как пример манипуляции
Исследование - © Денис Паничкин
1.Манипуляция словами
1.1.Использование слова «работа» и производных от него
Как уже указывалось во вступительном описании, сетевой маркетинг чаще всего выдают за предложение работы. Поэтому обычным является использование слова «работа» и производных от него в манипулятивных сообщениях.
Далее захваченные мной трофеи сгруппированы по названным особенностям манипуляции словами. Иногда в них встречаются и другие приёмы манипуляции словами, которые будут рассмотрены далее, здесь же они приводятся как вспомогательные, главным же является слово «РАБОТА».
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Один из самых недавних по времени трофеев: организаторы сетевого маркетинга от скромности не умирают!
***
Самое простое – это просто написать слово «РАБОТА» (именно большими буквами) и номер телефона. Иногда к этому слову даётся определение (прилагательное) или дополнение (существительное): высокооплачиваемая, интересная работа, работа в офисе. Разумеется, не уточняется, в чём состоит работа. Мало того, часто указывается либо «работа на несколько направлений» или в лучшем случае «менеджеры» (это модное слово конца 1980-х – начало 1990-х годов сейчас употребляется по поводу и без). Настоящие объявления о работе всегда указывают наименование вакансии (слесарь, маляр, продавец, программист и др.) и по возможности название организации.
Иногда вместо «высокооплачиваемая» ошибочно используется прилагательное «денежная» (работа), но это я видел только в Купчино.
Игра со словом «работа» часто использует однокоренные слова – «заработать» и «подработка». Например, «научу, как зарабатывать от 1000 $», «предложение для тех, кто хочет заработать». Здесь ещё нет явного противопоставления «работать» и «зарабатывать». Зато игра словами широко использует другое однокоренное слово – «подработка». В русском языке оно имело смысл, смещённый в сторону отрицательного. Вспомним, как в комедии про приключения Шурика капитан милиции (персонаж В. Басова) недовольно морщится, узнав, что Шурик подрабатывает на стройке и успокаивается только тогда, когда узнаёт, что перед ним студент-заочник, обязанный работать по своей специальности согласно действовавшему тогда законодательству. Современное законодательство использует слово «совмещение», «совместитель» (впрочем, организаторы сетевого маркетинга манипулируют и этим словом, но реже, обычно как: «возможно совмещение»). Мне, например, обидным показалось, что к выполнению курсовых и контрольных работ на заказ многие способные исполнители относятся как к подработке. Та же самая беда и среди агентов по недвижимости. Но употребление на фоне всего этого слова «подработка» в положительном смысле, а тем более обещание на подработке дохода выше, чем на основной работе, - это несомненный обман. Можно ли поверить, что рекламодатель настолько богат, что готов платить всем и каждому за 3-4 часа подработки больше, чем платят по основному месту работы? Или он получает доходы незаконным путём и легализует их в обход законов, делясь похищенным с отдельными представителями населения? Сюда же следует отнести и такие посулы, как «доход+%+премии».
Есть и несколько использований слова «работа» и связанных с ним понятий, заслуживающих отдельного разбора:
1. «Вы ищете работу? Работа ищет Вас!» Это уместно только при практике, подобной моей – сдельной работе на заказ. Я сам расклеиваю свои объявления, и уже потом право людей – откликнуться на них, если возникнет необходимость в моей работе.
2. «Даём рабочие места всем». Работа преподносится как милость работодателя, своего рода «барская подачка», хотя на деле даже в реальном секторе экономике происходит обратное: работодатели присваивают труд и время рабочих. И «18+» тоже имеет в данном объявлении (едва ли сознательно) ненужный двойственный смысл.
3. «Продайте свой профессионализм». Это более откровенно: само по себе профессиональное мастерство притворно не ценится, а подчас грубо и демонстративно не признаётся, и стадное мнение, называемое «общественным», формируется вот этими манипулятивными средствами в «нужном» данном направлении. Зато если нужно чьё-то мастерство использовать, о нём вспоминают. То же самое присвоение чужого труда, но больше напоминающее рассказ О.Лесли «Торговцы разумом», некогда воспринятый мной как реальный, а не фантастический, и вызвавший сильное расстройство. Я даже описал это в своей авторецензии на одну из курсовых работ.
Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»