Главная » Статьи » Авторецензии |
© Денис Паничкин (2014) В первые дни августа 1996 года у меня произошёл сильнейший нервный срыв, вызванный одновременно двумя причинами, одной из которых является прочитанный мной рассказ О. Лесли «Торговцы разумом». Техника будущего вселенной рассказа позволяет «выкачивать» знания у одного человека и «закачивать» их другому. У меня, к моему большому сожалению и/или счастью (подходят оба понятия), голографическое воображение, попросту – я способен представлять себе живые картины. В тот год я с вымученным красным дипломом закончил институт, за год до этого повышенный до ранга университета, собирал документы в аспирантуру. И о том, и о другом сейчас сожалею, так как откровенно предпочёл бы среднее специальное техническое образование, рабочую профессию и на её основе – доходное дело. Просто родители, сами не получившие высшего образования, планировали именно так мою жизнь. Мало того, мне было унизительно видеть бедность моих родителей, ещё хуже - слышать каждодневные жалобы и сетования матери, и при этом ощущать невозможность помочь им материально. Скажу правду, мать не разрешала тогда мне брать курсовые работы на заказ, сколько бы я не просил разрешения. Единственным оправданием этого была её отработанная фраза: «сейчас-не-твоё-время». Попытки же действовать решительно заканчивались крупными скандалами и её новыми истериками с обвинениями в мой адрес в её расстройствах здоровья. Уступила она мне намного позже, и то нехотя и по причине, что материальное положение семьи стало ещё тяжелее, причём по её вине. То, что я использую для выполнения курсовых работ на заказ, я приобрёл благодаря тому, что читал и для себя переписывал много «лишнего», сверх учебной программы. Уже тогда «высшее образование» было высшим только по имени, а это ещё были девяностые годы, для кого «лихие», для кого страшные, а для моих родителей и меня их справедливо назвать потерянными. Собственно, я читал потому, что искал справедливости. Я ощущал, что попал куда-то не туда, что жил не в своём мире, смену истории я воспринимал как навязанное мне чужое. Я хотел изменить окружающее в свою пользу, и постоянная фраза матери «ты-можешь-что-то-изменить?» меня убивала. Осознавать, что ты не глупее тех, чьи родители – богатые, а значит, в трудном материальном положении нет твоей вины, было очень тяжело. Знания я считал тем, что как-то уравновешивало эту несправедливость. И вдруг я сталкиваюсь с иным миром, искусственной вселенной рассказа, но неожиданно воспринимаю этот мир как настоящий. То есть возможна и такая сюжетная линия: какой-нибудь богач для своего сына-бездельника наймёт разносторонне развитого человека, вроде меня, из бедной семьи, позволит ему получить не просто формальное образование, но знания, а затем выставит счёт за весь срок получения образования и в счёт этого долга вынудит продать знания бездельнику из своей семьи. Так как мне тогда на каждом шагу попадались такие бездельники, а иногда и откровенные дураки – дети «нужных» родителей, чьи основные потребности были удовлетворены изначально, причём без участия самих потребителей, можно понять мои чувства, в сочетании с другим источником стресса давшие срыв. Кстати, вторым источником было состоявшееся устройство личной жизни одного молодого человека, которого мать мне ставила в пример. Надо сказать, невесту он получил из хорошей семьи. Но если бы мир был справедлив, она должна была достаться мне. Когда я произнёс это вслух, мать мне резко возразила: «он-сын-директора-завода-а-ты-кто-такой». Позже выяснилось, что там не завод, а небольшой цех, работающий с перебоями, и отец этого человека не директор и не собственник, а зауряд-арендатор (вот ещё одно несоответствие «быть» и «казаться»). И такие сыновья иногда даже нагло ведут себя в общении со своими родителями: насколько мне известно, сыновья последнего гетмана Украины и фельдмаршала К.Г. Разумовского разговаривали с ним высокомерно на том основании, что сам он родился в семье поселянина, а они – в семье фельдмаршала. Родители не поняли всех причин моего срыва (я не сказал о том, что прочитал рассказ О. Лесли) и устроили мне скандал, ужесточив требования ко мне без каких-либо оснований. Поскольку этот рассказ я прочитал в сборнике «Продаётся планета» (мой отец часто брал книги у своего старого товарища), то имел возможность ознакомиться и со вступительной статьёй А. Балабухи и А. Бритикова «Будущее, которое необходимо предотвратить». Рассказу О. Лесли уделён один абзац, но зато какой: «Иначе безответственные эксперименты по изучению механизмов памяти (казалось бы, уж на что благое дело!), помноженные на врожденные пороки общества, где все продается и покупается, неизбежно приведут к картине, талантливо нарисованной О. Лесли в рассказе «Торговцы разумом». Как тут не вспомнить слова доктора Гирина из ефремовского «Лезвия бритвы»: «Есть вещи, которыми нельзя заниматься, пока не будет лучше устроено общество на всей нашей планете, и учёным следует думать об этом». Написано это было в 1968 году. Но сейчас я нашёл эту цитату с трудом и сохраню, чтобы не потерялась. Всё это я рассказываю не только для того, чтобы дать понять широкому кругу читателей, что исполнители - тоже люди. И даже не для того, чтобы что-то написать об экономике знаний, о которой я на момент прочтения рассказа имел смутное представление. Но сейчас, через много лет, я берусь смело судить о том, что рефератное дело в том виде, в каком оно существует, с противоречием между очевидной ролью исполнителя как ключевой фигуры рефератного дела и отведённым ему положением низкооплачиваемого полукрепостного заштатного подёнщика при таких компаниях, как HomeWork или «Роботрон», - это насмешка над экономикой знаний. И исполнители, похоже, смирились с этим. Из всех исполнителей один я работаю в режиме компании, выполняя попутно все функции офисных работников, хотя в офисе как индивидуальный предприниматель не нуждаюсь. Но сейчас мне приходит на память, когда я побывал в офисе компании «Роботрон» в декабре 2007 года и стал свидетелем, как они перелицовывают спешно какую-то старую курсовую работу методом «мозгового штурма» с использованием тех приёмов, которые телезрители помнят по двум разным рассказам - про «булгактера» (к сожалению, забыл автора) и про шпингалеты (Е. Петросян в роли «чудилы из Нижнего Тагила»), причём скомбинировав их: заменяют, насколько я помню, «нарушение слуха» на «задержку психического развития» (ЗПР) и стараются по поводу и без упоминать эту ЗПР в тексте как можно чаще. Вот какими «знаниями» они торгуют! Нет, экономика знаний – тема для отдельного рецензирования, у меня и на эту тему работы были, только значительно позже. А рецензировать я буду собственную работу на тему «Время в экономике». написанную в апреле 2008 года. Тема интересная, редкая, и когда мне её предложили, я взялся не без удовольствия. В основном эту тему в первой половине 1990-х годов изучал Е.В. Балацкий, и я раздобыл его статьи, около десятка, выбрал главное и на основе сравнения этих материалов с отдельными источниками по общей экономической теории определил, что тема четырёхгранная: 1.Статика и динамика в экономическом анализе (все исследования шли по пути расширения временных горизонтов анализа. Можно сказать, что экономическая наука эволюционировала от анализа тривиальной статики к динамике; приводимые мной примеры – модели кредитного риска, распределения налоговой нагрузки); 2.Время как экономический ресурс (в период становления современного капитализма повсеместное распространение приобрел лозунг «время - деньги». Уже тогда в сознании человечества зародилась первая идея капитализации времени и вовлечения его в общий рыночный кругооборот. Впоследствии время как ресурс стало не просто включаться в аналитическую схему, но и служил своеобразной ресурсной основой всей теории. Первой зрелой попыткой редукции всех процессов и явлений к временному фактору была осуществленная К. Марксом редукция труда, редукция экономики к рабочему времени - все процессы (создание стоимости и прибавочной стоимости, процесс эксплуатации и пр.) выражались в единицах рабочего времени); 3.Временные возмущения и неоднородность времени. Сюда входят и жизненный цикл организации, и изменение стоимости во времени (отдача вложенного капитала), и экономические циклы (в том числе теория «длинных волн» Н. Кондратьева, бывшая у меня темой для другой работы, написанной за две недели до этого); 4.Действие временного фактора в экономике (практический пример). Из работы следует, что время в экономике – это время реакции конкретных активов на изменение общей экономической ситуации. Под реакцией понимается изменение факторов производства, ведущее к изменению объемов производства и соответственно объемов предложения. Под изменением общей экономической ситуации понимается изменение потребностей, ведущее к изменению спроса и изменение технологий. Под временем реакции понимается длительность процесс адаптации экономики и, прежде всего активов предприятия к изменению внешних условий. Другой, не менее важный вывод, я привожу дословно: «Самостоятельным объектом исследования должна стать организация и иерархия экономического времени. В первую очередь это связано с тем, что подавляющее большинство предприятий в мире имеет четко выраженную иерархическую структуру. Однако цели различных уровней зачастую не согласованны между собой, что порождает различные временные пласты в экономической системе. Если прошлое имеет чётко выраженный натурально-вещественный характер, то будущее, как правило, выступает в виде проектов и планов. Ряд успешно работающих предприятий (крупных корпораций) в процессе планирования пытаются не только моделировать будущее, но и активно формировать желаемое будущее, навязывая его реалии другим предприятиям и получая дополнительные преимущества в конкурентной борьбе. Одновременно происходит и детерминирование настоящего будущим посредством плана. С течением времени в экономической системе происходит два взаимно противоположных процесса. С одной стороны – упорядочение, возникающее за счет построения организационной структуры, идентификации бизнес-процессов, с другой – возрастание энтропии, основным источником которой является внешняя среда организации, в нашем случае – рыночная, т.е. «отдельные» времена подсистем начинают идти с различными скоростями. Это может быть вызвано и объективными причинами, связанными с необходимостью предоставления отдельным частям системы (подсистемам) определенной самостоятельности, в противном случае они будут не способны решать задачи, стоящие перед ними». К сожалению, я не знал ещё одного - страшного аспекта этой темы. Это идея времени как валюты со смертью при нулевом балансе. Но работу я писал в 2008 году, и тогда ещё не существовало американского фильма «In Time» («Время»), снятого в 2011 году, рассказ же украинских писателей, пишущих под коллективным псевдонимом Генри Лайон Олди, - «Цена денег» - мне не был известен (и в том, и в другом эта страшная идея отражена «по полной программе»). Тем не менее, исходя из своего подхода - ответственности исполнителя за написанное им, хочу обратить внимание на это. Я не любитель смотреть фильмы (предпочитаю радио), и премьера фильма «In Time» («Время»), произошедшая осенью 2011 года, была мной не замечена. О его существовании я узнал только в июле 2014 года. И реакция на него у меня была - как в 1996 году на рассказ «Торговцы разумом»; причём не похожая, а такая же. Разве что срыв быстро подавил самостоятельно. Вселенная этого фильма может быть представлена так: в будущем человечество открыло путь к бессмертию, и теперь люди генетически запрограммированы так, что перестают стареть по достижении 25-летнего возраста. Но после этого им остаётся жить только один год, если не пополнять запасы времени. Время стало единственной валютой в мире. Когда оно заканчивается, человек мгновенно умирает от остановки сердца. На левой руке у каждого находятся подкожные светящиеся часы, которые показывают, сколько осталось времени. Время можно закачивать в капсулы, а соприкосновением рук можно быстро передавать его друг другу. Попробую дать своё представление о социально-экономическом устройстве вселенной фильма, исходя из следующего: богатство в любом обществе создаётся трудом большинства, независимо от того, какими единицами оно измеряется. Для показанного в фильме общества характерны:
Фильм «In Time» заставляет вспомнить роман А. Беляева «Продавец воздуха», где цель антагониста, мистера Бэйли – «заставить рабочих трудиться за право дышать, дышать в буквальном смысле этого слова». Во вселенной «In Time» не просто капиталисты, а наиболее выраженные паразитические и социопатические представители этого класса (то есть исключительно из тех, кого мы сейчас называем «досужим/праздным классом», живущие за чужой счёт и унижающие тех, за чей счёт они живут) добились несоизмеримо большего, чем хотел мистер Бэйли, – заставляют трудящихся работать за право жить, ставшее привилегией, а не правом. Разумеется, во вселенной «In Time» в угрожающем положении окажутся мелкие собственники и предприниматели, живущие жизнью рынка и работающие сдельно, а то и сезонно (как фермеры). Любая случайность или любой просчёт, а тем более недобросовестные действия контрагентов - задержка и тем более невыплата могут оказаться для них роковыми. Точно так же работодатели могут шантажировать рабочих увольнением (в фильме не сказано, существуют ли в этом мире пособия по безработице, но это не меняет дела). Совершенно не затрагивается тема бюджета и налогов, хотя есть момент оплаты счетов. Впрочем, я не сомневаюсь, что и при использовании времени в качестве валюты богатым будут искусственно создаваться сами условия для обогащения, как объявленные «законными» (оффшоры, безналоговые ценные бумаги), так и откровенно преступные (когда налоговая инспекция сознательно делает вид, что не замечает уклонения богатых - то есть наиболее платёжеспособных - от уплаты налогов). Я как-то задавал вопрос, на который не любили отвечать даже читавшие: каков был бы финал романа «Продавец воздуха», если бы автором его был не А. Беляев, а А.Н. Толстой? Мой собственный ответ: захватившие подземный городок красноармейцы использовали бы его технические возможности для организации мировой революции. Фильмы же вроде «In Time» или «Голодных игр» стараются убедить широкую публику в том, что «революция невозможна», правда, они были задуманы и созданы до событий на Украине, развёртывающихся на наших глазах (Порошенко, если проводить аналогии, – это даже не Керенский, это князь Львов, который стоял во главе первых составов Временного правительства). И финал фильма означает одно: система потерпела поражение (крупный банк времени разграблен, время роздано жителям уже бывшего гетто), но не уничтожена, поскольку жители этой вселенной – и богатые, и бедные – остались с теми же особенностями организма, время по-прежнему перераспределяется, и все названные мной особенности остаются на своих местах, только что бедных стало меньше на одну территорию. Жители этой вселенной – уже не люди, они напоминают роботов с заданным, но восполняемым сроком годности, а то и персонажей компьютерной игры с показываемым балансом жизни, которую можно восполнять при определённых условиях. И именно поэтому я вспомнил предисловие к сборнику 1968 года: и с момента издания сборника, и с момента его прочтения мной капитализм стал несоизмеримо более паразитическим, а в буквально в последние два-три года – откровенно социопатическим. В фильме показано как раз то «Будущее, которое необходимо предотвратить», и слова доктора Гирина звучат с новой силой. Из предыстории читатели могут понять, что я отразил здесь многие свои обиды, от выслушивания того, что «сейчас-не-твоё-время» (раз уже пишу о времени) до осознания, что я не попаду в категорию «избранных» при тех условиях, которые были искусственно созданы мне родителями, если вернуться к событиям середины «девяностых». Тогда массово появились передачи и публикации на тему «устойчивого развития» и «золотого миллиарда». Читатели уже убедились, что я способен задавать «неугодные» вопросы, а я и тогда задавал один из таких: возможен ли мир без «золотого» миллиарда? Я даже на стыке 1996-1997 годов вёл дневник, где размышлял на эту тему, не исключая и такой вариант, как новая революция. Моей самой «нежеланной» (для других) мечтой было захватить власть и репрессировать всех своих обидчиков. Кстати, я напрасно говорю об этом в прошедшем времени, мечта эта не «была», а «есть». Считая, что унижать людей вообще нельзя, я считаю, что унижать обидчиков можно и должно. В особенности – социально-классовых обидчиков. В своём дневнике я описывал сценарий развития событий в будущем, по моему замыслу, пришедшийся на мою жизнь, даже записи были от первого лица. В особенности – захват власти дискриминируемыми и обращение дискриминации против бывших привилегированных, которых затем отправляют в трудовые лагеря, дав им понять разницу между властью и рабством (использование принудительного тяжёлого труда таких «бывших» считаю более чем допустимым). Именно поэтому гетто в постреволюционном обществе должны остаться - для размещения «бывших» - тех, кто имел привилегии до революции и лишён их по справедливым законам революции. Из-за очередного скандала с матерью и братом дневник пришлось уничтожить. Но уже в 2001 году – сразу после памятного всему миру дня, когда рухнула – в буквальном смысле – вся гордость США (для рядовых налогоплательщиков, независимо от того, как объяснить эти события – терактом или заговором своих же силовых структур, - это было величайшее унижение), в печати промелькнула статья с уникальным объяснением: взять одно достижение современной техники (самолёт) и самоубийственно направить его на другое такое же достижение (высотное здание) было жестом отчаяния представителей «мирового гетто». Потому что наряду с «золотым миллиардом» в мире можно насчитать голодный миллиард, необразованный миллиард, - и автор статьи называл это по именам! И если «будущее, которое не должно наступить», ещё можно отыскать в Интернете, названного мной объяснения событий 11 сентября 2001 года нет нигде, но я помню прочитанное и выложу, чтобы и другие смогли прочесть. А заодно и подумаю о новом произведении, не просто научно-фантастическом, а на тему мировой экономики: как бы она выглядела, если бы не стало «золотого миллиарда», а значит, и ограбления уже на уровне стран – то есть: одних государств другими, да ещё прикрываясь придуманными «экономическими теориями», как «порочный круг бедности». Кстати, если мне попадётся заказ на реферат по экономике на эту тему, то предупреждаю: я возьму его в работу, но для того, чтобы написать реферат, демонстрирующий несостоятельность, заведомую ложность, искусственную надуманность этой теории. Рефераты и курсовые (при условии их оригинальности на момент написания) – тоже художественные произведения. Выполнение этих работ – пусть на заказ, за деньги - призвание и социально ответственный творческий труд. И содержание работ должно отражать общественные, политические, экономические и иные взгляды автора. Мне небезразлично, что я пишу. Узнав о самом существовании таких фильмов, как «In Time» («Время»), я, даже не допуская, что совершил какую-то ошибку (к тому же работа была написана более чем за три года до проката фильма), считаю себя ответственным за написанное и даю надлежащую оценку и теме работы, и не вошедшей в неё страшной идее, «будущему, которое не должно наступить». Этого не допустить я постараюсь … | |
Просмотров: 1036 | |
Всего комментариев: 0 | |