Музей массовых манипуляций

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

 

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

2.Манипуляция числами

Манипуляция обещаниями высокого дохода

 

Манипуляции числами в большинстве случаев представляют собой обещания нереально высокой заработной платы или - более неопределённо - дохода. Реклама расположена по возрастанию обещаний.

 

 

Обещания такой заработной платы, которая в «Горэлектротрансе» максимальная, у организаторов сетевого маркетинга самые обычные. они дают их с лёгкостью, так как выполнять не собираются и могут сказать: «Зарабатывайте себе сами!»

 

 

 

Обещания в 50000 рублей сопровождаются манипуляцией при помощи изображений (пачки или мешки денег, при этом в валюте, хотя «зарплата» названа в рублях) или слов (в приводимом примере – обещания карьеры и загранпоездок). So viele lügen (нем. – так много лжи).

Есть даже глянцевые листовки больших размеров. И использование слова «престиж».

Помощнику «преуспевающего руководителя» обещают до 65000 руб. При этом здесь понятие «молодого пенсионера» применяется к рекламодателю, а не к адресату (единственный пример, найден на Суздальском проспекте). Манипуляция словами также включает обещание карьеры, «ключ к успеху», «стабильности» и др.

Здесь слов поменьше, только игра на словах «карьера», «помощник руководителя в офис», «амбиции», то есть ничего нового нет. Перед нами примеры преобладания чисел над словами в манипулировании. Обещают уже от 60000 до 77000 руб. Композиция чёрно-белых объявлений неоригинальная и встречается по всему городу, только числа могут изменяться. Отметим уникальное объявление в виде овала (оно найдено в Колпино).

80000 руб., да ещё и не за основную работу, а за подработку (разбор этого слова как манипулятивного приёма уже приводился). Это трофеи, найденные на Байконурской улице. О рекламодателе могу только сказать: вот что задумал, стервец!

Здесь снова «помощник руководителя», но уже ему готовы платить 91000 руб. Вообще, числа берутся «от фонаря», чем выше, тем лучше: тем больше «клюнут». Да ещё использование женского образа, это уже переход к следующей ступени манипуляций – изображения как приём (подобно мешкам и пачкам денег). Взывание к честности и ответственности выглядит издевательски.

Обещания превысили уже 100000 руб. И снова манипулятивные хвалебные речи: толковый человек, заслуживающий доверия, амбиции приветствуются, достойные деньги. Матрицы объявлений уже знакомые, только «вилка» ставок выше. Эти находки преимущественно относятся к Выборгскому району (проспект Просвещения и прилежащие улицы), но встречаются они в значительном количестве и в Приморском районе (больше всего – Камышовая улица и Богатырский проспект).

А здесь обещания измеряются уже в долларах. Встречается повсеместно, в том числе на противоположных направлениях, - и в Кировском, и в Московском, и в Калининском районах.

От или до 25 тысяч? Трофей с Проспекта Славы ...

 

Манипуляция обещанием небольшого времени работы

 

Использование чисел, обозначающих продолжительность времени работы, встречается реже. Обещают «работу 5-6 часов в неделю» (то есть меньше одного рабочего дня, то есть только что вообще не работать!) или «2-4 часа подработки» с возможностью «заработать больше, чем на основной работе».

 

 

 

 

Эти приёмы вызывают ещё большее сомнение: почему за такую незначительную по времени или усилиям работу готовы массово платить большие деньги? Может быть, расчёт делается на то, что «чем невероятнее ложь, тем больше в неё поверят». Но ведь есть и другое, что несоответствие всё же должно насторожить.

 

И ещё одна странность: откуда такие бедные люди могли взять столько денег на поиски ребёнка? Все это заставляет меня думать, что ты не Дрискол. Я прекрасно знаю, что я глуп, мне всегда это говорили, - что поделаешь, раз у меня такая голова! - но ты не Дрискол и не должен оставаться у Дрисколов. (Г.Мало «Без семьи»)

 

Может, эту настороженность и стараются отключить или подавить организаторы сбыта ненужного по схеме сетевого маркетинга? А если для этого недостаточно чисел, они применяют ещё и изображения, отдельные примеры мы уже видели, и продолжим осмотр в этом направлении.

 

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

 

К описанию музея        Залы музея       Главная страница