Музей массовых манипуляций

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

 

4.Смешанные манипуляции

 

В объявлениях сетевого маркетинга могут использоваться одновременно слова, числа и изображения, а также видоизменения чего-то одного из перечисленного.

 

 

 

В восточной половине Невского района встретились трофеи, где название компании, организующей сбыт по схеме сетевого маркетинга, написано, причём шрифтом в виде вязи или готических букв. Предлагают «дополнительный доход» для несовершеннолетних и безработных, «работу в дружном коллективе», а иногда используют то же самое предложение создать «свой бизнес на базе крупной компании», но более тонким способом – «твой бизнес растёт с твоим малышом».

 

 

 

Возможны инсценировка собеседования и частичная сексуальная провокация в рекламе (красивые женщины на объявлении, образ - гибрид бизнес-леди и учительницы, и обе ненастоящие).

 

Несовершеннолетних и несколько более старших – то есть школьников и студентов – сетевой маркетинг вовлекает и другими приёмами. На Лиговском проспекте мне достались трофеи с изображением бакалавра, манипуляцией словами («амбициозен», «для умных», есть и обещания поездок за границу) и числами (размер посулов до 75 тысяч рублей).

 

 

Здесь знакомый приём обещания «оформления по ТК», «белой зарплаты/ведомости», но поражает заглавное слово «МУЖИК», которым сами мужчины между собой, тем более женщины по отношению к мужчинам манипулируют для получения разовой выгоды. А ведь ранее кого мужиками называли? Крепостных крестьян!

 

 

Манипуляция словами «Потерял работу? Она здесь» или те же «активные пенсионеры», которых сетевой маркетинг вовлекает в мошеннические схемы обещанием «улучшить своё материальное положение» усилена применением круга как «гипнотизирующего» изображения, рассчитанного снизить критичность оценки читателя. Такие трофеи можно было найти между Ленской и Хасанской улицами.

 

Обещания «подработки», «ищу компаньона» и «серьёзной работы», призыв «управляй мечтой» - сопровождаются чередованием шрифтов по стилю и величине, а также рисунками и доходами «от ...».

Иногда откровенно зазывают «людей с низким уровнем дохода».

 

 

 

 

 

Изображения мешков и пачек долларов (при этом предлагают «европейский доход», так что хотя бы знак евро, а не доллара, рисовали!) – обычное дело, но здесь фразы становятся с издевкой: «надоели кредиты?», «устали работать за копейки?», «хватит жить на деньги родителей или подрабатывать». Конечно же, здесь есть такие фразы «достойные деньги» и даже «элитная работа» (при продвижении в последние годы как раз нетрудового, праздного образа жизни как «элитного»). Числа тоже есть, обещающие доход в 50000 руб. В объявлении об «элитной работе» есть нарушения правил переноса, то есть безграмотность рекламодателя ставит под сомнение его обещания.

 

 

 

Изображение «графиков роста производства» сочетается с манипулятивной фразой «хочешь новой жизни – поменяй работу». И организаторы сетевого маркетинга не скрывают, что это массовая пропаганда, по-современному – «пиар», так как «пиарщиков» они тоже зазывают. В отличие от «троллей-опошлителей» из «Агентства Интернет-исследований», MLM-манипуляторы обещают «белую ведомость».

 

Размер компании тоже «регулируется» рекламодателями, то она «маленькая русская компания», то «крупная оптовая» (эти трофеи оба найдены в один день на проспекте Королёва). Изображение в виде наброска и вопрос: «А Вы ещё не работаете в нашей компании?» Сбывать какую-то дрянь, «неходовик» предлагается как «продукцию нового поколения», как в «Крокодиле»: «Мы и гниль, и прочий сор продадим как первый сорт!» Начертание шрифта – «ХОРОШИЕ ДЕНЬГИ ВСЕМ!» - капсом – тоже знакомый приём заманивания.

 

 

Редкая купюра - в миллион евро (она существует, но в свободном обращении её нет, она используется только во внутрибанковском обороте) взята за основу дизайна манипуляции. Находка на перекрёстки улиц Ярослава Гашека и Купчинской.

 

Обещание «продукции нового поколения» и «новых технологий» - обратите внимание, номер контактного телефона один – обычная практика организаторов сетевого маркетинга, когда нужно массово сбывать «неходовик» по завышенной цене.

 

Впрочем, нередко владельцы MLM-компаний могут параллельно иметь подлинное дело, что подтверждают трофеи, захваченные в Колпино. У Теле2 переадресация на городской номер заменяет на 9 цифру 2, точно так же, как у Билайн замена 3 на 6 при той же переадресации.

Приглашение «лидеров в высокодоходный быстрорастущий бизнес за деньгами» - многоступенчатая манипуляция. Анна Данилова отмечала разницу в восприятии слов «руководитель» и «лидер»:

 

Например, слова «руководитель» и «лидер». Неслучайно пресса настойчиво стремится вывести из употребления слово руководитель. Потому что это слово исторически возникло для обозначения человека, который олицетворяет коллективную волю, он создан этой волей. Слово лидер возникло из философии конкуренции. Лидер персонифицирует индивидуализм предпринимателя.

В России телевидение уже не скажет «руководитель».

 

Я нашёл в этом и другую подмену: руководитель всегда является ответственным, и не только по должностной инструкции, но и на деле. Лидер представляет собой состояние «теневой власти» с сознательной безответственностью.

Далее, характеристика некоего бизнеса как «высокодоходного и растущего» не подтверждено отчётностью, которую крупные компании обязаны публиковать, а рекламодатель представляет себя именно как крупную компанию. Наконец, «за деньгами», предлагают вроде как благотворительность, раздачу денег. А может, это ростовщичество с красивым названием «микрозаймы» (вспомним фразу «Есть деньги»)? Ростовщики нередко дружат с MLM-компаниями против населения, которое они обманывают общими усилиями.

 

 

Несколько объявлений с фразами, ни к чему не обязывающими: «научим с нуля», работай с нами – будь собой» и даже заведомо нереальное, откровенно заманивающее - «суперработа с супердоходом», сопровождается всё это изображениями и приёмами начертания шрифта (капитель).

 

 

Манипуляции с одним номером на объявлениях и в одном месте, у соседних подъездов (Ленинский проспект, на перекрёстке с проспектом Маршала Жукова). В одном случае сумма названа в рублях, в другом - в валюте, и оба раза просто придумана, но курс не совпадает «по вилке».

 

 

А здесь знак доллара заменяет слово деньги, но выплаты обещают в рублях (тот же дом, следующий за двумя приводимыми выше вариантами подъезд). Работа может быть и тяжёлой, но содержание работы не раскрывается (врать - не мешки таскать).

 

 

Наконец, пример полного набора средств манипуляции – слова («официально, стабильно, перспективно»), числа (обещание очень высоких ставок) и изображения (атриум, напоминающий чем-то Казанский собор, и со словом «премиум»), причём применяется начертание шрифта – и капс, и капитель, и то и другое – строгое и прямое; объявления имеют правильную (квадратную) форму, а текст и изображения расположены симметрично и по вертикали, и по горизонтали, и относительно центра. Эти трофеи захвачены во Фрунзенском районе.

 

***

 

Все эти трофеи свидетельствуют о том, что массовый обман становится более массовым, чем ранее, а его организаторы перешли от экстенсивного способа (поиск «лохов» среди населения) к интенсивному (обработке населения манипулятивными приёмами до снижения восприятия, хотя бы временно, до нужного некритичного уровня, как у изначальных «лохов»). И поэтому объявления стали усиленным предварительным этапом обработки массового создания, а далее следует обработка уже в присутственном месте – «офисе», причём она возможна как «один на один», так и групповая. Описывать, какие при этом применяются приёмы, не исключая и давление на подсознание, моё исследование не ставит целью, так как оно относится только к «трофейным» объявлениям. И разве знания приёмов даже такого первого этапа недостаточно, чтобы избежать второго – просто не поддаться лживым обещаниям, написанным и нарисованным в этих объявлениях?

Ведь знанием этих приёмов и отказом поддаться им можно предотвратить такие беды, как:

  • потеря денег: за вступление обычно требуется задаток, маленький или большой, а также покупка партии «неходовика» для перепродажи, которой может не быть.
  • потеря настоящей работы: оставив свою настоящую работу в поисках «лёгких» денег, жертва часто не может на неё вернуться.
  • потерянное время: жертвы часто тратят большое количество времени, не получив за это ничего. Это время они могли потратить на зарабатывание денег на законной работе, в том числе настоящей индивидуальной трудовой деятельности.

Если это поняли и приняли хотя бы несколько человек, то уже моё дело – доброе. А если очень много отказались вовлекаться в МЛМ-схемы, это называется «делать великие дела малыми шагами».

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

 

К описанию МММ-2015        Залы музея       Главная страница