МММ-2015: «Музей массовых манипуляций»

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

 

3.Манипуляция с использованием изображений

 

 

Изображения на объявлениях сетевого маркетинга под видом предложения работы как приём манипуляции сводятся к трём основным разновидностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Образы денег (мешки монет и пачки купюр, почему-то больше долларовых), а также дорогостоящие автомобили («Хотите красный «Ягуар» в кризис?»). Я не удивлюсь, что скоро на таких объявлениях сетевого маркетинга будут нарисованы дорогостоящие часы, которые в качестве откровенного оскорбления массового телезрителя демонстрировал Песков (который, похоже, уже сам правит Россией от имени Президента). А вот золотая ручка крупного сахалинского чиновника наверняка не появится, так как чиновника этого сцапали ещё в марте 2015 года, хотя стоимость ручки и часов почти одинакова. То есть нам попутно демонстрируют избирательность наказания или безнаказанности, но пусть подобные ручки и часы будут хотя бы у иностранца, того же кандидата в президенты США Дональда Трампа, всё равно я вспомню о том, сколько стоит средняя квартира в Санкт-Петербурге, и посчитаю, сколько семей по самой причине существования таких дорогостоящих безделушек остались без квартир.

Мешки, купюры и дорогая показуха часто сопровождают мошеннические объявления, но всё же перед нами несамостоятельные манипулятивные приёмы, чаще всего это дополнение к манипуляции словами и числами.

 

 

2.Образ дороги или развилки дорог. При этом такой приём используется при расклейке на магистральных улицах: все, кроме одного, трофеи с использованием этих изображений, захвачены мной на Московском проспекте. Единственное исключение – объявление с указателями на рисунке: «деньги» и «большие деньги», и снова поставлено так, что вызывает сомнения: кто будет заниматься такой «благотворительностью», можно ли этому верить? Да и выбор всё больше становится манипулятивным:

 

Есть большая разница между понятиями «думать» и «выбирать». И наше подрастающее поколение всеми силами стараются отучить думать самостоятельно, а вместо этого навязывают стереотип поведения человека, привыкшего только выбирать. Разве это не страшно? В конце концов появится тип человека-выбиральщика. А управлять людьми такого типа – сплошное удовольствие. Во-первых, что именно им будет предложено для выбора, решают не они, а во-вторых, можно вообще особо не заморачиваться, и когда-нибудь предложить им для выбора просто два дерьма, одно побольше, а другое поменьше. И они с радостью выберут то, что поменьше… (Е.Полунин)

 

 

 

 

 

3.Инсценировка трудового коллектива («есть работа: сотрудники в офис»), который существует только в воображении завлекаемых (в действительности мы имеем управляемую толпу, где никто не осознаёт свои интересы), но одновременно на соседних домах (часто такое применяется в районе Комендантского аэродрома, Коломяг и Удельной) можно встретить изображения только одного человека, даже – карикатурного бюрократа, то есть даются противоречащие установки.

 

 

 

 

Встречаются и уникальные изображения, например, жесты, причём противоположные по значению, изображения старинного телефона, совершенно неуместное, и даже слова «работа» и «офис», образующие кроссворд (кстати, разгадывание кроссвордов сейчас включено в СПб ИТМО в состав студенческих контрольных работ!).

 

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

 

К описанию МММ-2015        Залы музея       Главная страница