МММ-2015: «Музей массовых манипуляций»

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

 

1.Манипуляция словами

 

1.6.Игра на статусах

 

 

Особой и чаще встречающейся разновидностью создания ложных «ценностей» и подмены понятий при вовлечении в сетевой маркетинг является игра на статусных «ценностях», причём не абстрактных, рассмотренных выше, как «престиж» или «стабильность», а на возможной принадлежности к какой-то неопределённой высокостатусной группе. В основном эксплуатируется статус предпринимателя, которым сейчас уравнивают несколько совершенно различных занятий и образов жизни.

 

***

 

 

***

 

 

Обратите внимание - менеджер по персоналу или по продажам: всё равно, главное, что менеджер!

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

Статусную манипуляцию можно заметить по двум направлениям:

1.Статус компании-рекламодателя. Махинаторы, занимающиеся сетевым маркетингом, то есть массовым сбытом того, что не нужно, с вовлечением населения под видом трудоустройства, играют на своей величине и отраслевой принадлежности. Собственно, это заявляется в объявлении, и ставка делается на непроверяемость заявленных сведений (или на то, что проверять не станут, даже имея возможность, а отдельные случаи проверки будут только небольшим замешательством).

В рекламе сетевого маркетинга можно встретить слова: крупная производственная (торгово-промышленная, страховая) компания; иногда игра идёт на национальных и патриотических чувствах (российская, а то и русская), последнее усилилось после установления контроля России над Крымом; иногда используются уже знакомая нам «успешность», но уже как коллективное понятие (успешная компания), связаны с этим и такие приёмы, как: новые направления (не уточняется, какие), расширение компании (это полуправда, так как MLM-пирамида расширяется за счёт вовлечения новых представителей населения). В отдельных случаях речь идёт о «федеральной компании» и даже о наборе в «гос. учреждение». Даже такая крупная компания, как Газпром, никогда не называет себя федеральной. Федеральный – это имеющий право действовать от имени федерации (Федеральная антимонопольная служба) или - при наличии специального правительственного разрешения - в масштабах федерации (федеральное агентство новостей). То есть «федеральная компания» и «гос. учреждение» - это или ложь, или свидетельство того, что сетевым маркетингом как массовым обманом населения занимаются (или поощряют) в правительственных кругах.

Особый случай - MLM-компания представляется как работодатель с обозначением «деловой центр». В действительности деловой центр – это здание, принадлежащее на праве собственности или используемое на праве долгосрочной аренды (оптом») какой-нибудь организации (управляющей компании), сдающей отдельные помещения («в розницу») в аренду (под конторы или, как сейчас принято говорить, «офисы») другим организациям. Но понятия «деловой центр» и «управляющая компания» - не синонимы, и даже в массовом сознании здесь подмена не произошла. И даже такая крупная управляющая компания Санкт-Петербурга, как «Сенатор», располагающая 13 деловыми центрами не ниже «бизнес-класса», такого массового набора сотрудников не производила.

2.Статус адресатов объявлений, которым внушают, что они работники, а то и партнёры, но в действительности они оказываются покупателями или перекупщиками ненужного, которое можно хоть продавать, хоть выбрасывать, но за него уже заплачены деньги, перешедшие к компании, и продажа эта произошла по завышенной цене, и это завышение обосновано какими-то манипуляциями, но уже другими, которые не пишутся в объявлениях, и которые выходят за пределы данного исследования.

Сетевой маркетинг понемногу переходит к инсценировке «партнёрских отношений», подобно тому, как было в рекламе МММ: «Я не халявщик, я партнёр!». Инсценировка партнёрских отношений использует следующие словосочетания: молодому предпринимателю требуются амбициозные помощники, ищу партнёра по бизнесу, руководителя отдела, научу развитию бизнеса, сотрудничество, команда. В действительности большинство вовлечённых в сетевой маркетинг просто теряют свои деньги, заплаченные за ненужный товар, который перепродать затруднительно, и своё время. Чего-то в денежном плане добиваются единицы, причём только те и именно те, кто умеет продавать ненужное по завышенной цене, то есть такие же, как организаторы MLM-компании, только слабее, потому что они готовы подчиняться этим организаторам. То есть из толпы идёт искусственный отбор по моральному критерию, поиск таких же мошенников для расширения мошенничества в масштабах уже не одного, даже крупного города, а ряда городов и областей, а есть и компании «федерального мошенничества», как «Национальная страховая группа» (возможно, среди трофеев есть и её объявления, но достоверно я отношу к ним только связанные с обещанием «решить квартирный вопрос», иными словами, НСГ – это, как правило, сетевой маркетинг, но сетевой маркетинг – это не обязательно НСГ.

В северных районах Санкт-Петербурга – Калининском, Выборгском, Приморском – отмечена такая разновидность поиска «партнёра» или «помощника» в бизнес, как «завязка служебного романа». Например, возле Озерков и позже – у проспекта Науки – я нашёл трофейные объявления со словами «Успешному молодому руководителю! Помощницы в офис! Карьера и большой доход». Эти находки датированы августом и сентябрём 2014 года. К сожалению, я не коллекционировал подобную рекламу годом ранее, и поэтому только напишу без иллюстрации, что летом 2013 годя на Гаккелевской улице и Богатырском проспекте я видел подобной объявление, только там «успешной бизнес-леди требуется помощник» (на этот раз соискатель фигурирует в единственном числе). Даже матрица для печатания объявлений была той же. Подобная перемена ролей при сохранении матрицы один раз даже привела к ошибке, но этот случай я отделил от собственно сетевого маркетинга и перенёс в зал ошибок (пример, где перепутаны тёща и свекровь).

Также возможно смешение обоих названных направлений «игры на статусах». Ключевым словом в объявлениях в этом случае является «бизнес». Концентрация таких трофеев отмечена в двух районах – Приморском (между Старой Деревней и Лахтой) и Красносельском (Сосновая Поляна и бывший посёлок Володарский). Неизвестный «бизнес» характеризуется определениями: серьёзный, перспективный, долгосрочный. Иногда предлагают создать «свой бизнес на базе крупной компании», хотя это официально называется по-другому, например, франшиза, и то здесь это не бизнес, а подряд «младшего посредника второго порядка»; при котором заключается очень сложный договор, а ведь и договоры нередко нарушаются. Организаторы же «сетевого маркетинга» работают без договоров, «по устному соглашению», и вовлечённые в эту схему люди лишены даже теоретически возможности отстаивать свои интересы.

В отдельных случаях встречается приглашение в «бизнес-проект». Чтобы пояснить манипулятивность этого составного слова, приведу фрагмент из интервью, вышедшего под названием «Бригадир» Фонвизина и современное языкознание» (Илья Смирнов в программе «Поверх барьеров. Российский час» радио «Свобода» 26.11.2009)

 

Марина Тимашева: … очень меня озадачивают слова, которые в последнее время просто неверно употребляют. Часто люди, даже образованные, говорят «энергетика» вместо «энергия». И еще я не понимаю смысл слова «проект» по отношению к готовому произведению. Ведь «проект» - это то, что когда-то в будущем случится.

Илья Смирнов: Насчет «энергетики» - согласен. Банальная безграмотность. С «проектом» - сложнее. Тоже, конечно, безграмотность, но не случайная, а мотивированная. Словом «проект» заменяется что? Определение. Что конкретно сделано. Спектакль, музыкальный альбом, выставка живописи. Но точное определение предмета предполагает некоторые устоявшиеся критерии, по которым этот предмет принято оценивать. Хороши ли ваши стихи. А «проект» - что это такое вообще? Непонятно. И как его оценивать? Во всплесках духовности, в индексах Доу – Джонса или в миллиметрах ртутного столба?

Марина Тимашева: Ну если в индексах Доу – Джонса или в миллиметрах ртутного столба, то это постмодернизм выходит.

Илья Смирнов: Хорошее слово, чтобы завершить наш маленький словарик. Что за направление мысли называют «постмодернизмом»? Что воля, что неволя, что правда, что неправда, что добро, что зло - все одно. Понятно, что люди так не живут. Поэтому все попытки дать этой как бы философии теоретическое определение оборачиваются терминологической бессмыслицей. «Направление в науке, которое отрицает рациональное познание». Мокрая сухость. На практике, доступной нам в повседневных ощущениях, постмодернизм - оправдание профнепригодности. Образцовый постмодернист - сантехник, который подсоединяет газовую трубу к канализации. Слава богу, сантехникам за такую работу не платят. А гуманитариям платят. И хорошие деньги. За счёт налогов, которые государство вычитает из зарплаты сантехника.

 

Такой вот постмодернизм (который даже преподаватели путают с модернизмом, как минимум, один пример такой некомпетентности преподавателя в моей практике был, в мае 2015 года) и представляет собой реклама сетевого маркетинга. А иногда этот постмодернизм при «игре статусами» соединяется с сюрреализмом, как это в издевательских фразах: работай на себя (иногда ему предшествует: хватит работать «на дядю»), хватит лежать на диване. При этом я хотя бы в качестве профессионального исполнителя курсовых работ на заказ работаю на себя, но стараюсь, чтобы ещё кому-то было хорошо (пишу качественно, соответственно заданной темы и обязываю каждого заказчика прочитать работу и даже выучить её), но моя работа – действительно на себя – подчас высмеивается в Интернете. Но именно благодаря тому, что я столько курсовых и контрольных написал, я не теряюсь среди слов и словосочетаний. Ведь «работать на себя» в этом объявлении адресату предлагает тот же «дядя» - другой человек, который пишет контактные данные на этой осьмушке бумаги! Всегда вспоминается фраза: «Станиславский сказал: не верю!», всё представлено так неубедительно. Как не верю я и фразе: «Шикарный бизнес для домохозяек: заработай больше мужа» (найдено на Гаккелевской улице).

Существуют и более выраженные манипуляции: хочешь путешествовать по всему миру, ездить каждые три месяца в отпуск, кто хочет стать миллионером. При этом и предложение «стать миллионером», захваченное мной как трофей на Звёздной улице, сопровождается словом «РАБОТА», и адресовано это предложение студентам и пенсионерам, да ещё написано с ошибками. А ведь таким образом жизни - регулярные путешествия раз в три месяца с прицелом при удобном случае вообще «свалить» - хвасталась некая Екатерина Шатенко, одна из женщин, с которыми я знакомился, но цели были разные. Я ориентирован на семью, а ей нужны единовременные напарники, за чей счёт будет путешествие. Стоит ли проводить аналогию, что те же самые разные цели и у сторон при сетевом маркетинге, и понятно, что нужно ориентироваться, хотя бы как я, чтобы не пойти на это.

Организаторам сетевого маркетинга недостаточен уже цинизм, выраженный фразой: «Дураки рождаются каждый день, и этим надо пользоваться». Они начинают заниматься обращением людей, вроде бы неглупых. Они начинают игру в «партнёрские отношения», где «партнёры» вкладывают весь капитал и выполняют всю работу, а организаторы получают все доходы и остаются бессменными руководителями. Конечно, бывают и более грубые определения: «Сетевой маркетинг, также MLM (multi-level marketing) - технология окучивания лохов, при которой лохи окучивают сами себя, а организатор, продавая свое дерьмо мелким оптом, не тратясь на розничный сегмент, получает бабло и радостно потирает лапки» (недавно закрытый ресурс Lurkmore). И всё же следует заметить, сейчас обманывают тех, кто «не такой лох». И даже создают искусственно ситуации, когда человеку трудно оценить ситуацию. Ищут и людей с «готовыми» трудными ситуациями. Главное – разделение идёт по тому же моральному критерию, чтобы привилегированное положение занимали мошенники, а иногда и мошенники-садисты, а порядочные их обслуживали. В этом отношении сетевой маркетинг – слепок с модели отношений, которую нам навязывают.

 

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

К описанию МММ-2015        Залы музея       Главная страница