Музей массовых манипуляций

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

1.Манипуляция словами

1.6.Игра на статусах

 

Особой и чаще встречающейся разновидностью создания ложных «ценностей» и подмены понятий при вовлечении в сетевой маркетинг является игра на статусных «ценностях», причём не абстрактных, рассмотренных выше, как «престиж» или «стабильность», а на возможной принадлежности к какой-то неопределённой высокостатусной группе. В основном эксплуатируется статус предпринимателя, которым сейчас уравнивают несколько совершенно различных занятий и образов жизни.

 

***

 

 

***

 

 

Обратите внимание - менеджер по персоналу или по продажам: всё равно, главное, что менеджер!

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

Статусную манипуляцию можно заметить по двум направлениям:

1.Статус компании-рекламодателя. Махинаторы, занимающиеся сетевым маркетингом, то есть массовым сбытом того, что не нужно, с вовлечением населения под видом трудоустройства, играют на своей величине и отраслевой принадлежности. Собственно, это заявляется в объявлении, и ставка делается на непроверяемость заявленных сведений (или на то, что проверять не станут, даже имея возможность, а отдельные случаи проверки будут только небольшим замешательством).

В рекламе сетевого маркетинга можно встретить слова: крупная производственная (торгово-промышленная, страховая) компания; иногда игра идёт на национальных и патриотических чувствах (российская, а то и русская), последнее усилилось после установления контроля России над Крымом; иногда используются уже знакомая нам «успешность», но уже как коллективное понятие (успешная компания), связаны с этим и такие приёмы, как: новые направления (не уточняется, какие), расширение компании (это полуправда, так как MLM-пирамида расширяется за счёт вовлечения новых представителей населения). В отдельных случаях речь идёт о «федеральной компании» и даже о наборе в «гос. учреждение». Даже такая крупная компания, как Газпром, никогда не называет себя федеральной. Федеральный – это имеющий право действовать от имени федерации (Федеральная антимонопольная служба) или - при наличии специального правительственного разрешения - в масштабах федерации (федеральное агентство новостей). То есть «федеральная компания» и «гос. учреждение» - это или ложь, или свидетельство того, что сетевым маркетингом как массовым обманом населения занимаются (или поощряют) в правительственных кругах.

Особый случай - MLM-компания представляется как работодатель с обозначением «деловой центр». В действительности деловой центр – это здание, принадлежащее на праве собственности или используемое на праве долгосрочной аренды (оптом») какой-нибудь организации (управляющей компании), сдающей отдельные помещения («в розницу») в аренду (под конторы или, как сейчас принято говорить, «офисы») другим организациям. Но понятия «деловой центр» и «управляющая компания» - не синонимы, и даже в массовом сознании здесь подмена не произошла. И даже такая крупная управляющая компания Санкт-Петербурга, как «Сенатор», располагающая 13 деловыми центрами не ниже «бизнес-класса», такого массового набора сотрудников не производила.

2.Статус адресатов объявлений, которым внушают, что они работники, а то и партнёры, но в действительности они оказываются покупателями или перекупщиками ненужного, которое можно хоть продавать, хоть выбрасывать, но за него уже заплачены деньги, перешедшие к компании, и продажа эта произошла по завышенной цене, и это завышение обосновано какими-то манипуляциями, но уже другими, которые не пишутся в объявлениях, и которые выходят за пределы данного исследования.

Сетевой маркетинг понемногу переходит к инсценировке «партнёрских отношений», подобно тому, как было в рекламе МММ: «Я не халявщик, я партнёр!». Инсценировка партнёрских отношений использует следующие словосочетания: молодому предпринимателю требуются амбициозные помощники, ищу партнёра по бизнесу, руководителя отдела, научу развитию бизнеса, сотрудничество, команда. В действительности большинство вовлечённых в сетевой маркетинг просто теряют свои деньги, заплаченные за ненужный товар, который перепродать затруднительно, и своё время. Чего-то в денежном плане добиваются единицы, причём только те и именно те, кто умеет продавать ненужное по завышенной цене, то есть такие же, как организаторы MLM-компании, только слабее, потому что они готовы подчиняться этим организаторам. То есть из толпы идёт искусственный отбор по моральному критерию, поиск таких же мошенников для расширения мошенничества в масштабах уже не одного, даже крупного города, а ряда городов и областей, а есть и компании «федерального мошенничества», как «Национальная страховая группа» (возможно, среди трофеев есть и её объявления, но достоверно я отношу к ним только связанные с обещанием «решить квартирный вопрос», иными словами, НСГ – это, как правило, сетевой маркетинг, но сетевой маркетинг – это не обязательно НСГ.

В северных районах Санкт-Петербурга – Калининском, Выборгском, Приморском – отмечена такая разновидность поиска «партнёра» или «помощника» в бизнес, как «завязка служебного романа». Например, возле Озерков и позже – у проспекта Науки – я нашёл трофейные объявления со словами «Успешному молодому руководителю! Помощницы в офис! Карьера и большой доход». Эти находки датированы августом и сентябрём 2014 года. К сожалению, я не коллекционировал подобную рекламу годом ранее, и поэтому только напишу без иллюстрации, что летом 2013 года на Гаккелевской улице и Богатырском проспекте я видел подобной объявление, только там «успешной бизнес-леди требуется помощник» (на этот раз соискатель фигурирует в единственном числе). Даже матрица для печатания объявлений была той же.

Также возможно смешение обоих названных направлений «игры на статусах». Ключевым словом в объявлениях в этом случае является «бизнес». Концентрация таких трофеев отмечена в двух районах – Приморском (между Старой Деревней и Лахтой) и Красносельском (Сосновая Поляна и бывший посёлок Володарский). Неизвестный «бизнес» характеризуется определениями: серьёзный, перспективный, долгосрочный. Иногда предлагают создать «свой бизнес на базе крупной компании», хотя это официально называется по-другому, например, франшиза, и то здесь это не бизнес, а подряд «младшего посредника второго порядка»; при котором заключается очень сложный договор, а ведь и договоры нередко нарушаются. Организаторы же «сетевого маркетинга» работают без договоров, «по устному соглашению», и вовлечённые в эту схему люди лишены даже теоретически возможности отстаивать свои интересы. В отдельных случаях встречается приглашение в «бизнес-проект».

Также манипуляция здесь выражена в издевательских фразах: работай на себя (иногда ему предшествует: хватит работать «на дядю»), хватит лежать на диване. При этом я хотя бы в качестве профессионального исполнителя курсовых работ на заказ работаю на себя, но стараюсь, чтобы ещё кому-то было хорошо (пишу качественно, соответственно заданной темы и обязываю каждого заказчика прочитать работу и даже выучить её), но моя работа – действительно на себя – подчас высмеивается в Интернете. Но именно благодаря тому, что я столько курсовых и контрольных написал, я не теряюсь среди слов и словосочетаний. Ведь «работать на себя» в этом объявлении адресату предлагает тот же «дядя» - другой человек, который пишет контактные данные на этой осьмушке бумаги! Всегда вспоминается фраза: «Станиславский сказал: не верю!», всё представлено так неубедительно. Как не верю я и фразе: «Шикарный бизнес для домохозяек: заработай больше мужа» (найдено на Гаккелевской улице).

Существуют и более выраженные манипуляции: хочешь путешествовать по всему миру, ездить каждые три месяца в отпуск, кто хочет стать миллионером. При этом и предложение «стать миллионером», захваченное мной как трофей на Звёздной улице, сопровождается словом «РАБОТА», и адресовано это предложение студентам и пенсионерам, да ещё написано с ошибками.

Организаторам сетевого маркетинга недостаточен уже цинизм, выраженный фразой: «Дураки рождаются каждый день, и этим надо пользоваться». Они начинают заниматься обращением людей, вроде бы неглупых. Они начинают игру в «партнёрские отношения», где «партнёры» вкладывают весь капитал и выполняют всю работу, а организаторы получают все доходы и остаются бессменными руководителями. Конечно, бывают и более грубые определения: «Сетевой маркетинг, также MLM (multi-level marketing) - технология окучивания лохов, при которой лохи окучивают сами себя, а организатор, продавая свое дерьмо мелким оптом, не тратясь на розничный сегмент, получает бабло и радостно потирает лапки» (недавно закрытый ресурс Lurkmore). И всё же следует заметить, сейчас обманывают тех, кто «не такой лох». И даже создают искусственно ситуации, когда человеку трудно оценить ситуацию. Ищут и людей с «готовыми» трудными ситуациями. Главное – разделение идёт по тому же моральному критерию, чтобы привилегированное положение занимали мошенники, а иногда и мошенники-садисты, а порядочные их обслуживали. В этом отношении сетевой маркетинг – слепок с модели отношений, которую нам навязывают.

 

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

 

К описанию музея        Залы музея       Главная страница