Музей массовых манипуляций

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

 

1.Манипуляция словами

1.5.Ложные и искусственно создаваемые «ценности»

 

Сразу следом за запугиванием (кризисом, увольнением, сокращением, безработицей, невостребованностью) манипуляторы используют приём «подмены ценностей», причём предлагают то, что уже достаточно затаскано, и тем не менее организаторы MLM-сетей то ли в насмешку, то ли в расчёте «на дурачка» «засылают провалившегося агента». С одной стороны, это уже знакомые нам обещания «долгосрочных перспектив» (не уточняется, каких), «быстрых (лёгких) денег». С другой, используются пустые по содержанию, но раскрашенные слова: престижный, элитный, успешный. Каждый их понимает по-своему, но манипуляцию успешностью как ценностью я уже описал в своей статье «Развлечение успешностью». Статус «успешного» обычно приписывают тому, чьи потребности изначально удовлетворены, и кто просто играет в предпринимателя для того, чтобы обосновать своё право на «место под солнцем».

Для меня нет «престижно» и «непрестижно». При небольшом усилии их не так сложно поменять местами исключительно манипулятивными приёмами. В СССР было слово «почётное», и оно выражало то, что получено по заслугам. «Престижное» же означает нечто случайное, оказавшееся у всех на виду и на слуху за чужой счёт и часто незначительными затратами, подделка под почётное.

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

О манипуляции словом «элита» я тоже написал немало, хотя и не так сосредоточенно. Здесь манипуляция сводится к тому, как представить хорошее плохим и плохое – хорошим.

«Престижной», например, считается, «работа в центре города». Есть и избыточное выражение – «престижная работа в элитном страховании». Я написал несколько курсовых и дипломных работ по страхованию, но ни в одной из них не было словосочетания «элитное страхование».

Особое место среди искусственно созданных «ценностей» занимает абстрактное понятие «стабильность», которое словари определяют: «способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени». То есть стабильность может подразумевать и бедность, «стабильно низкий уровень» (мне такое словосочетание встретилось в статье про банковский сектор при работе над одним дипломом, точнее, «выпускной квалификационной работой» из МБИ). Иногда встречается и более откровенное «финансовая стабильность». То есть очередная подмена ценностей, провокация погони за лёгким обогащением, при этой погоне потери будут рассматриваться как «временные». Манипуляция на понятии «стабильность» можно заметить в словосочетании «стабильная работа в кризис», а иногда появлению слова «стабильность» в объявлении предшествуют уже знакомые нам манипулятивные вопросы («Уволили? Сократили?»).

Для меня стабильность, то есть нерушимость существующего порядка, - не ценность, а помеха в работе. Тем более организаторы сетевого маркетинга сами в это слово не верят, потому что противоположное понятие – «перемены», «желание перемен», они тоже используют. Я насчитал пять видов объявлений, использующих слово «стабильность» или производные от него словосочетания. Все пять найдены в разных районах Санкт-Петербурга, самое недавнее по времени – на Белградской улице, причём стоило мне подойти к соседнему дому, как я увидел (и взял в качестве трофея) объявление с заголовком «ПЕРЕМЕН!!!» Это противоречие, а значит, предложение рекламодателей не может быть признано верным.

Особый упор делается на карьеру как ценность, реклама сетевого маркетинга часто смешивает понятие «карьеры» и «успешности», но оба они также спорны и представляют собой выражение желания «праздного класса» жить напоказ. «Карьера», «карьерист» в русском языке воспринимается отрицательно. А заодно служит средством манипулирования со стороны мошенников, из которых больше всего стараются организаторы «сетевого маркетинга» (если внимательно прочитать тексты их рекламы). Одновременно рядом со словом «карьерист» ставится новорусский неологизм «трудоголик», выражающий отрицательное отношение к труду и ставящий производительный труд, трудолюбие на один уровень с химической зависимостью от допустимых в обществе наркотиков, таких, как алкоголь.

Но оба слова – «карьеристы» и «трудоголики» - употреблены в объявлении в положительном смысле (этот единичный трофей найден возле парка Сосновка). То есть – придание положительного смысла двум словам, одно из которых сложилось с отрицательным значением, а другое даже искусственно создавалось для отрицательного отношения к труду как прежней ценности, - это подмена понятий, обычный приём обманщиков.

 

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

 

К описанию музея        Залы музея       Главная страница