Музей массовых манипуляций
Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»
Сетевой маркетинг как пример манипуляции
Исследование - © Денис Паничкин
1.Манипуляция словами
1.3.Взывание к положительным качествам
В трофейных объявлениях сетевого маркетинга применяется использование настоящих ценностей, но им придаётся манипулятивный характер: они полезны в меру их применения для нужд организатора, хотя человек представляет, что его поощряют за эти достоинства в условиях, когда большинство относится к этому с сарказмом. Из трофеев, отнесённых к этому подвиду, большинство захвачены во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (в основном цветные), отдельные (большинство чёрно-белых) также встречались в Красногвардейском районе
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Как видим, организаторы, будучи изначально мошенниками, взывают к добросовестности, ответственности, порядочности. Разумеется, они про себя насмехаются над этим, считая таких людей по самой природе «кандидатами в лохи». Иногда они называют такие качества к «соискателям», как «энергичные, активные, независимые, целеустремлённые», но часто подменяют это обезличенным понятием «серьёзные». В настоящее время оно употребляется без привязки к действительным качествам человека, а иногда приобретает угрожающий смысл, когда «серьёзными людьми» называют участников преступных сообществ (как будто остальные – не серьёзные и даже не люди), или, наоборот, «несерьёзное поведение» часто означает поведение, неугодное говорящему, хотя адресат такой неправедной критики действует просто в своих интересах, не против закона и даже не осуждаемо.
Манипуляторы в объявлениях смешивают ценности разного порядка – «быть здоровым и богатым». Заманивают они и красивыми призывами с использованием как знакомого понятия «зарабатывать», так и обещанием перемен, развития: «Хочешь изменить свою жизнь, развиваться, зарабатывать?». В отношении перемен поставим флажок, так как это понятие встретится и дальше, причём в противоположных ролях – и в качестве ценности, и в качестве отрицания. В качестве варианта развития предлагают «обеспечить будущее своих детей». В качестве уникального примера является использование заглавного слова «ШАНС» вместо привычного «РАБОТА», так как частое употребление слова «РАБОТА» в объявлениях сетевого маркетинга подталкивает формирование отрицательного отношения к работе. Встречается и доказательство от противного – «ленивым и любителям халявы не звонить».
Особая ценность, которую используют рекламодатели в манипулятивных целях, - это свободное время. Как отмечает М. Фёдоров: «сейчас жалуются на нехватку свободного времени порядка 67% россиян, при этом 27% сетуют на его абсолютное отсутствие. Показательно, что наиболее свободные категории граждан – пенсионеры и молодёжь до 25 лет, группы, в определённой степени находящиеся вне периода наибольшей творческой и рабочей активности». Впрочем, среди этих групп организаторы сетевого маркетинга ведут особо активную вербовочную работу. Но воровать свободное время и тех, кто не относится к этим группам, сетевой маркетинг не прочь. Для этого используются уже знакомые нам слова «подработка» и «заработать».
Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»