Музей массовых манипуляций

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

Сетевой маркетинг как пример манипуляции

 

Исследование - © Денис Паничкин

 

1.Манипуляция словами

1.2.Отрицание или снижение труда как ценности

В рекламе сетевого маркетинга и биржевых спекуляций используется и более откровенный приём: слова «работа», «труд» употребляются в отрицательном смысле, а производные от них – особенно слово «заработать» - противопоставляются им. Пока речь идёт только о словах, но это противопоставление, как будет воспроизведено далее, в ряде случаев сопровождается изображениями.

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

 

 

***

 

 

 

***

 

 

***

 

Грубое отрицание трудовой деятельности можно заметить в употреблении словосочетания «пассивный доход» (единственная находка – на улице Партизана Германа). Синонимом определения «пассивный» может являться слово «нетрудовой». В СССР в начале перестройки был выдвинут лозунг: «Нетрудовым доходам – всенародный заслон!» Правда, распад СССР и – что более важно – распад социалистической экономики привели к признанию существование «пассивных доходов», но и в этом случае законодательство стало различать законные «доходы, не связанные с трудовой деятельностью» (они могут быть регулярными, как проценты по банковским вкладам, ценным бумагам, или случайными, единовременными, как выигрыш в лотерее) и преступные «нетрудовые доходы». Но даже законный, «пассивный доход» при употреблении в положительном смысле подразумевает пропаганду презрительного отношения к производительному труду.

Более тонкий приём пропаганды нетрудового образа жизни больше распространён в виде частичного отрицания труда как ценности. Предлагается какой-то незначительный по сравнению с продолжительностью жизни поработать, чтобы в результате этого раз навсегда иметь возможность жить обеспеченно, не работать и «быть самостоятельным», то есть поощряется обывательская мечта - в моей формулировке – «сдать переводной экзамен в досужий (праздный) класс»: заработай сколько хочешь и живи счастливо. Сюда же относятся и словосочетания: лёгкий труд, простая работа, встречающиеся в рекламе сетевого маркетинга очень часто. Больше всего их можно встретить в Коломягах и бывшего Комендантского аэродрома.

Сочетание грубого (в оценочном вопросе) и тонкого (в предложении «выхода») я отметил в своей находке на Лиговском проспекте: Невозможно стало работать? Зато можно подработать, заработать и, наконец, не работать. «Заработать» и «подработка» противопоставляются основному слову «работа», с тем же предложением «перейти в досужий класс». И это предлагается широкому кругу обывателей. В выход для всех верить опасно, так как: если бы такой выход существовал, там быстро бы возникла давка.

 

Зал «Сетевой маркетинг: манипуляция в рекламе»

 

К описанию музея        Залы музея       Главная страница