Главная » Статьи » Гостевые (другие авторы)

Бунт в Казанском университете

© Олег Вишняков

 

Весной 1960 года я заканчивал пятый курс Московского художественного института им. В. И. Сурикова и готовился писать диплом. Все складывалось вполне благополучно и типично для того времени. Тема - «Строители Братской ГЭС», много собранного натурного материал: этюдов, набросков, эскизов - тому предшествовала трехмесячная практика в Братске, оставалось только утвердить тему и начинать писать …

И вот в апреле меня вызывает ректор института В. А. Модоров. В его кабинете вижу каких-то незнакомых людей. Он говорит: «Приближается 90-летие со дня рождения Владимира Ильича, вот тут присутствуют товарищи из Центрального музея Ленина, им хотелось бы к юбилею иметь в музее картину на ленинскую тему, написанную выпускником нашего института. Ты у нас парень серьезный, получаешь именную стипендию, подумай над новой темой. А о Братской ГЭС можешь написать потом» …

Отказаться - перечеркнуть одиннадцать лет учебы в художественной школе и шесть лет учебы в институте? Я был близок к отчаянию. Не потому, что я был против такой темы - это сейчас у нас изменились взгляды на роль Ленина в мировой истории и истории России; нет, я был вполне сыном своего времени, и нежелание писать на эту тему было связано с опасением начать повторять избитые решения тысяч картин с театральными жестами и позами… Да и не хотелось изображать еще одного Ленина - лысого и с традиционным «прищуром».

Начал читать и перечитывать биографию. А что если продолжить «молодежную тему» - ведь в моих этюдах на тему о сибирской стройке действовала молодежь… Попробовать поискать что-то, связанное с юностью Ленина. И тут я наталкиваюсь на описание студенческой сходки в Казанском университете. Конечно, то, что волновало студенчество 1880-1890-х годов, и то, чем жили мои современники, во многом различно. Но ведь страстность и непосредственность в выражении чувств, эмоциональность, стремление к справедливости, товарищеская поддержка, желание прийти на помощь слабому - все это всегда было характерно для лучших представителей молодежи конца XIX века и середины XX века.

К тому же тема бунта в Казанском университете давала возможность показать Ленина не «над толпой», традиционным «вождем», а сделать его одним из участников событий… Что же вызвало волну студенческих беспорядков, прокатившуюся по всем университетам России и докатившуюся до тихой, провинциальной Казани? Одной из причин было введение нового университетского устава. В листовке казанских студентов говорилось: «Вас, представителей молодой интеллигентной мысли, он (устав) отдал во власть шпионствующей инспекции, он сузил и низвел «на нет» значение профессорской коллегии, сделал из них учителей-чиновников, он ограничил доступ в университеты сыновьям бедных отцов. В событиях московских 23, 24, 25 ноября, когда лилась кровь наших товарищей (2 студента было убито), когда нагайки свистали над головами их, в этих событиях нанесено было позорное оскорбление всей русской интеллигентной молодежи. Казанские студенты, неужели мы не встанем на защиту попранных прав наших университетов, неужели не выразим нашего протеста перед разыгравшейся во всю ширь реакцией? Мы верим в казанское студенчество, и мы зовем его на открытый протест в стенах университета». Уже первые строки петиции, поданной казанскими студентами ректору университета 4 декабря 1887 года, говорили о серьезности происходящего: «Собрало, нас сюда не что иное, как сознание невозможности всех условий, в которые поставлены русская жизнь вообще и студенческая в частности» …

Вот она - дипломная работа автора воспоминаний

Категория: Гостевые (другие авторы) | Добавил: РефМастер (23.07.2018)
Просмотров: 635 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0