Музей массовых манипуляций

Зал «Культура сексуальных провокаций»

Ряд 1. «Фабрика проституток»

Объявления с текстами «несерьёзные знакомства» и им подобные уже не редкость (хотя всего пять лет назад они были в диковинку). Различные их варианты воспроизводить не буду, потому что одни настолько «затасканы», что не стоит и упоминать, а другие я считаю оскорбительными (как «любовь 24 часа» или «жена на час», поскольку это повышение проституции до тех понятий, которые используются в этих объявлениях, и одновременно намеренное обесценивание самих понятий «жена» и «любовь»), …

… но то, что я увидел на Васильевском острове в 2014 году, издевательский текст: это явление как раз антинародное.

А вот трофей из Озерков (ноябрь 2015 года): уже на 03 замахнулись!

Объявление ещё более отвратительное: «замануха» для возможных секс-рабынь (трофей с проспекта Испытателей). В Московском районе видел ещё более страшный вариант, с указанием возраста соискательниц, до 22 лет.

Подозрительное объявление со слишком большими дневными выплатами и требованиями к кандидатурам для «вакансии» (два варианта).

Ещё более подозрительное объявление, предлагающее для женщин ставку в валюте по минимуму больше, чем известный обманщик Иван Полонский - по максимуму. Не понадобились ли валютные проститутки для очередных международных богемных посиделок? Разумеется, и малой доли обещанного не заплатят, а жизнь искалечат ...

А это уже глянцевые листовки, в основном распространявшиеся в Приморском районе. Мало того, я видел и глянцевые журналы на эту тему!

Визитки, свободно раздававшиеся на углу Невского и Литейного проспектов …,

... в Рыбацком у торгового комплекса «Порт Находка», ...

… и на Новочеркасской площади. Ведь находятся же те, кто изготовляет такую рекламу. Несомненно, они такие, кому безразлично, что печатать, лишь бы платили деньги.

Реклама «девочек по вызову», найденная мной на территории Шувалово-Озерки, содержит сложный пример подмены понятий. О том, что профессионалы вынуждены в рекламе к слову «массаж» добавлять комментарий «не интим», можно видеть на Петроградской стороне. А ставить в один ряд «массаж» (даже интим) и «кураж» - это чрезмерно, так как «кураж» имеет в русском языке значение показного поведения, граничащего с издевательским (у меня всегда всплывает в памяти цитата из Ефремова – «Час Быка» - «Тот, кого просили, издевался и куражился, прежде чем исполнить свою прямую обязанность»; кстати, именно поэтому я ненавижу просить и договариваться).


«Только у нас Ваши фантазии превратятся в реальность». Как будто у всех мужчин фантазии связаны с такой пошлостью: на рисунке как будто интерьер общественно отхожего места, и очень холодного.

Находка в районе Финляндского вокзала. «Только девушки модельной внешности», хотя на глянцевой листовке мы видим неприятных на лица и - кажется - вымазанных глиной голых девок, от которых тошнит.

Ещё один трофей. «Индивидуалки» от скромности не умрут, не случайно называют себя в превосходной степени ...

Но трофей, датированный декабрём 2015 года, привёл меня к созданию небольшого исследования о том, как реклама проституции использует те же приёмы манипуляций, что и финансовые махинаторы, включая сетевой маркетинг.

 

«Гардемарины за проституцию вешали!»

 

Исследование - © Денис Паничкин (01.01.2016)

 

В середине декабря 2015 года возле Банковского моста я нашёл, что называется, «не мышонка, не лягушку», а глянцевый журнал с рекламой проституции. Собственно, такие я видел и раньше, но это было до того, как я стал коллекционировать трофеи манипулятивной рекламы. Например, в ноябре 2013 года такие случаи были дважды - неподалёку от Ладожского вокзала и при подъёме на Поклонную гору, и оба раза это был «Флирт», весной 2014 года я видел на улице Джамбула молодых людей (мужчину и женщину) неопределённых занятий с пачкой журналов «SEX Работница». Они, завидев меня, быстро спрятали журналы, но я успел разглядеть, что эта «малотиражная рекламная продукция» выполнена в насмешку и в подражание по отношению к журналам «Работница» и «Крестьянка».

Реклама проституции всегда основана на манипуляциях. Я припоминаю, что о такой рекламе писала Анна Данилова в монографии «Манипуляция словом в СМИ»:

 

«Можешь подкопить бабла пойти в известное место тусовки «ночных бабочек». О таких местах знает весь город. Если есть бабло, тебя никто не пошлет и не откажет» (Круто № 24, 2003). Автор снимает внутренний психологический запрет. Ты можешь, поскольку все так делают! Проституция возводится в ранг законных и общепринятых действий … 

 

… «Маша не считает должным скрывать, что она проститутка, наоборот, она гордится этим. Многие девчонки мечтают о богатой жизни. Им кажется, что самый простой путь к этому - обеспеченный мужчина. Я красивая девчонка, по которой пацаны сходят с ума» (Cool girl, 2003). Отмечаем себе: «проституция» окружена словами с исключительно положительными ассоциациями (богатая жизнь, обеспеченный, гордится, красивая). Это тоже известный прием манипулятора: чтобы отрицательные оттенки значения слова поблекли, нужно как можно чаще употреблять его в положительных контекстах. Статья про девочку Машу написана без иронии.

 

В 2014 году я нашёл в Интернете дипломную работу на тему «Отношение к «образу тела» секс-работников», то есть сама формулировка темы означает оправдание проституции. Она вошла в качестве примера в сделанный мной обзор о том, какие работы сейчас пишут, и вывод мой был страшным: образованию угрожает беда более страшная, чем преподавательская некомпетентность. О самой же работе о «секс-работницах» я написал следующее: «Содержание дипломной работы изложено в теоретической части в ключе рекламы проституции, о которой говорится, как если бы она была не просто законной, а даже «уважаемой» профессией. В практической части – слишком много намешано разных методик, которые бы подошли для совсем другого, в том числе для снижения тревожности тех людей, которые действительно заслуживают внимания».

Но захваченный мой трофей на канале Грибоедова – журнал RELAX – превосходит по манипулятивности всё перечисленное, просто не может быть никакого сравнения. Я оцифровал те его страницы, которые не относятся к «каталогу секс-работниц», и должен обратить внимание на знакомые по созданному мной «Музею массовых манипуляций» приёмы манипуляции с использованием слов и изображений.

 

 

На обложке журнал позиционируется как «мужской». При этом используются устоявшиеся за последние полтора года (здесь и далее принимаю за нулевую точку момент находки трофея) обозначение проституток как «модели», а их деятельность – как «отдых» и «массаж» (я уже отмечал, что настоящим массажистам в своей рекламе приходится писать, что «не интим»). Характерно и слово «развлечения», то есть проституция негласно поощряется в составе политики поддержания совершенно ненужных развлечений по завышенным ценам.

Организаторы проституции учли время выхода журнала (предновогоднее время), поэтому у них есть «бонусное спецпредложение». Проститутки на титульном листе и на фронтисписе рисованы в виде «секс-снегурочек». Впрочем, «горячие снегурочки» встретились в рекламе ещё в 2013 году, преимущественно на севере Выборгского района Санкт-Петербурга (проспект Просвещения). А сейчас аналогичная реклама дошла до бесстыдства в самоидентификации. В конце декабря 2015 года в западной половине Невского района (Ивановская улица) и во Фрунзенском районе (проспект Славы) встречались объявления со словами … «снежные бабы», при всём при том, что «баба» по отношению к женщине – слово сниженное, до оскорбительного, так могли назвать женщину вроде бы привлекательные Ален Делон и Ричард Бёртон. Но использовать это в положительном ключе – за пределами даже манипуляций!

 

 

 

«Приедем на корпоратив, в офис» свидетельствует о том, что проституция позиционируется как составная часть деятельности организаций, и что «эффективные менеджеры» готовы её оплачивать ради демонстрации «статуса».

 

 

От скромности создатели RELAX тоже «не умирают»: «лучшие девочки», «лучшая реклама». На рекламе по вербовке новых проституток показана женщина с веером из денежных купюр – это приём перенят у рекламы кредитов, финансовых спекуляций, сетевого маркетинга и азартных игр. Словосочетания «дружный коллектив», «индивидуальный график», «возможность проживания», очень характерные для рекламы сетевого маркетинга, предназначены для возведения проституции на степень законной деятельности, только что код в ОКВЭД ей не присвоен (не удивлюсь, что и до этого додумаются).

Кстати, я несколько выше говорил, что журнал распространяется исключительно для мужчин, и вдруг в нём есть страница с рекламой для женщин?! Скорее всего, расчёт строится так: мужчина может передать знакомой женщине журнал, открыв его как раз на этой странице. Произойдёт ли это, и как отреагирует женщина – отдельные вопросы, и они относятся к области «потерь энергии», всегда большим в массовой рекламе. Главное в том, что клиентов проституток тоже «включают» в процесс вербовки новых «секс-кадров», в том числе сутенёрских (внизу страницы указано, что есть «вакансии» администраторов).

 

 

Впрочем, и «мужские вакансии» тоже есть – в качестве водителей-развозчиков, которых в период распада СССР называли «драйверами». На этот раз рисунок взят с фотостокового сайта.

 

 

Тыльная страница обложки также содержит немало важной информации:

  • указание о том, что у журнала есть официальный сайт с международным доменом первого уровня (.org), и Роскомнадзор относится к нему, по крайней мере, лояльно;
  • фотостоковый рисунок, не содержащий откровенных сексуальных провокаций (что стирает грань между проституцией и повседневностью уже в домашней обстановке, а не в офисе);
  • подмена понятий – «журнал знакомств», то есть само слово «знакомства» должно пониматься только в значении проституции; откровенная – переходящая в издевательство - ложь о том, что журнал «не является» «эротическим изданием» и «рекламой сексуальных услуг», даже при том, что его содержание свидетельствует о противоположном. Малый тираж, бесплатное распространение и ограничение «18+» - сюда же;
  • последняя фраза – «Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений» - нарушение закона даже за пределами сознательной безответственности, поскольку журнал создавался исключительно ради таких специализированных объявлений, а также демонстрация ощущения безнаказанности.

 

 

Реклама сетевого маркетинга. Приёмы подобны только что разобранным

 

Именно в условиях ощущения безнаказанности могут появляться такие манипулятивные издания, когда сливаются проституция и сетевой маркетинг. Даже оскорбительные слова оказываются … положительными, а ведь я ещё помню, как проявление сексуальной провокации в рекламе не очень жаловали в народе и обозначали презрительно произнесённой фразой «баба голая», причём звук «г» «для эффекта» произносился фрикативно, как в украинском. В 1990 году мы с братом сразу после просмотра фильма про гардемаринов увидели один из первых рекламных роликов с «бабой голой», и брат мне выдал своё мнение, что «гардемарины за проституцию вешали».

Не знаю, как и откуда он это выдумал, но, если это так, практику воскресить следует. Ведь любое общество может ликвидировать проституцию, и это не делается сознательно.

 

К описанию музея        Залы музея       Главная страница