Галерея «МАСТЕР»

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» *  Вперёд 

 

Египет (Древний Египет)

 

 Древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке. Сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. По исчислению египетского жреца Манефона (конец 4 - начало 3 вв. до н. э.), до 341 до н. э. (2-е завоевание Египта персами) было 30 династий. Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).

 Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000 - ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).

 

Здесь также можно прочитать об архитектуре периода Древнего царства

 

 Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны.

 В эпоху Среднего царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций - мастабы сменились скальными гробницами, с 2-или 4-колонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахри). Расширилось строительство ирригационных сооружений. Усилился рост городов (остатки города Кахун в р-не Файюма), в застройке которых проявилось классовое неравенство: маленькие глинобитные хижины тесных жилых кварталов, отделённые стеной от аристократической части города, резко отличались от дворцов (кирпич-сырец) с помещениями, украшенными росписями, с колоннами и портиками, галереями, внутренними дворами. В изобразительном искусстве усилились тенденции к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.); намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.

 Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580-ок. 1070 до н. э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключит. роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Мягко моделированные статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии стали изящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец 15 в. до н. э.). В наземных храмах, развивавших идею грандиозной архитурно-пространственной композиции, основными элементами стали развёрнутые по продольной оси открытый двор, обнесённый колоннадой, гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн и святилище со статуями богов; вход в храм оформлялся 2 пилонами, перед которыми воздвигались обелиски и статуи (храмы в Карнаке и Луксоре).

 Искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н. э.) стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон - современный Эль-Амарна) отличается заострённостью образов, почти гротескной трактовкой индивидуальных, болезненно-уродливых черт фараона и членов его семьи. К концу правления Эхнатона скульптурные портреты характеризуются аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами древнеегипетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити (Государственный музей, Берлин-Далем). Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта середины 14 в. до н. э. постепенно приобретало, однако, оттенок академической холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона - золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефами и росписями). Традиции эпохи Эхнатона сохранялись в работах ряда мастеров Фив и Мемфиса. Некоторые произведения отличаются острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка (рельеф с изображением плакальщиков, ГМИИ). Искусству 2-й половины 14 в. до н. э. свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке со 134 массивными колоннами). Вновь получил распространение скальный тип храма (Абу-Симбел). В изобразительном искусстве усилилась идеализация образов фараона (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле). Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, мебель). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям древнеегипетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

 Последний расцвет древнеегипетское искусство пережило при фараонах так называемой Саисской династии (7 в. до н. э.). Характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные статуи и рельефы отмечены академической отвлечённостью. Некоторые проиэведения наделены выразительной портретной характеристикой (статуя Мантуэмхета, Каир).

 После завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н. э.) искусство Египта включилось в сферу эллинистического искусства, позднее - искусства Древнего Рима. Культовая архитектура этого времени, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 237-57 до н. э.). Оригинальный сплав древнеегипетских и римских традиции представляют собой файюмские портреты. С переходом Египта под власть Византии (кон. 4 в.) сложился один из местных вариантов раннехристианской культуры - коптское искусство. С 7 в. в Египте развивалась одна из ведущих школ средневекового арабского искусства.

 

Возможно, вам будет интересно подробнее узнать о декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта

 

Звериный стиль

 

 Условное наименование широко распространённого в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тепа или сцен борьбы зверей. Хотя изображения животных (наскальные росписи, мелкая и монументальная пластика) появились в искусстве в эпоху палеолита и широко встречаются в памятниках первобытной художественной культуры в Европе, Азии, Африке и др. районах, звериный стиль как характерный вид декора сложился и широко распространился (преимущественно в степях и лесостепях Евразии) в железном веке (1-е тыс. до н. э.), в эпоху разложения родоплеменного строя и формирования военной демократии. Его происхождение связано с пережитками тотемизма (культа животных - прародителей рода) и утверждением роли воина - племенного вождя. Первоначально декор в зверином стиле характерен для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.). В наиболее развитом виде звериный стиль выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов и ведёт своё происхождение, по мнению ряда исследователей, от древнего искусства Передней Азии. Художественные произведения в зверином стиле у каждого из народов имеют свой набор наиболее характерных сюжетов (так, у скифов часто встречаются изображения оленей и пантер, у фракийцев - сцен борьбы зверей и охоты всадника и т. п.), что связано, очевидно, с характером сложившихся религиозных верований (например, типично зороастрийские мотивы у саков). Специфичны у каждого из народов и способы художественной трактовки образов. Так, в искусстве скифов Северного Причерноморья, испытывавших культурное воздействие древне-греческих городов, живость в передаче характерных черт, повадок и движений животных, динамизм композиции и объёмность изображений сочетаются с искусным приспособлением к форме и материалу предметов. Животные, как правило, изображаются в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами, свернувшимися в клубок и т. д.). В искусстве фракийцев, во многом исходившем от художественных традиций Древней Греции и ахеменидского Ирана, в дальнейшем всё сильнее проявлялись самобытные наивно-реалистические черты. Изысканная декоративность плоскостных линейных изображений (резьба по дереву, войлочная аппликация и др.) характерна для звериного стиля древних алтайцев. По мере развития звериный стиль у каждого из народов, его жизненное, реалистическое начало всё более вытесняется чертами декоративной условности и стилизации, проявившимися наиболее ярко в искусстве сарматов. Причудливо переплетённые тела животных, образующие орнаментальные композиции, часто украшались цветными вставками из эмали, стекла, самоцветов. В эпоху Великого переселения народов (4-7 вв.) звериный стиль сарматов оказал влияние на искусство германских племён, которые способствовали его широкому распространению в странах Центральной и Западной Европы (что находит, в частности, отражение в искусстве норманнов). Во 2-й пол. 1-го тыс. н. э., по мере утверждения христианства и мусульманства, звериный стиль постепенно утратил своё значение. Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве различных народов, в том числе Западной и Восточной Европы, Западной Сибири (ювелирные изделия, книжная миниатюра, резьба по дереву, камню и кости, каменный архитектурный декор и др.).

 

См. также: Е.А. Аджиньязова Скифский «звериный» стиль

 

Импрессионизм

(франц. impressionnisme, от impression - впечатление)

 

 Направление в искусстве последней трети 19-начала 20 вв. Сложилось во французской живописи конца 1860-х-начала 70-х гг. Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleil levant», 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж). В пору зрелости импрессионизма (70-е-1-я половина 80-х гг.) его представляла группа художников (Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление офицального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874-86 8 выставок. Одним из создателей импрессионизма стал Э. Мане, не входивший в эту группу, но ещё в 60-х-нач. 70-х гг. выступивший с жанровыми работами, в которых переосмыслил композиционные и живописные приёмы мастеров 16-18 вв. применительно к современной жизни, а также сценами Гражданской войны 1861-65 в США, расстрела парижских коммунаров, придав им острую политическую направленность.

 Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 40-60-х гг. освобождение от условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждает красоту повседневной действительности, простых мотивов, добивается живой достоверности изображения. Он делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Во многих картинах импрессионистов (особенно в пейзажах и натюрмортах, ряде многофигурных композиций) акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное. Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира, но в целом ряде работ Мане и Дега присутствуют горькие, саркастические ноты.

 Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. В пейзаже они (особенно Сислей и Писсарро) развили пленэрные искания. Дж. Констэбль, барбизонская школа, К. Коро и др., разработали законченную систему пленэра. В пейзажах импрессионизма простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей световоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в импрессионизме самостоятельным объектом изображения (чаще в произведениях Моне). Чтобы сохранить в картинах свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением чётких раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями. Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематерилизуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека. Таким образом происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведения, с другой стороны - кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение.

 В отдельных приёмах построения композиции и пространства в импрессионизме ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии.

 Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (Ренуар, Б. Моризо, отчасти Дега). Бытовой жанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у Ренуара); фигуры людей, освещённые естественным светом, обычно изображались у открытого окна, в беседке и т.д. Для импрессионизма характерны смешение бытового жанра с портретом, тенденция к стиранию чётких границ между жанрами. С нач. 80-х гг. некоторые мастера импрессионизма во Франции стремились к видоизменению его творческих принципов. Поздний импрессионизм (сер. 80-х-90-е гг.) развивался в период сложения стиля «модерн», различных направлений постимпрессионизма. Для позднего импрессионизма характерно появление ощущения самоценности субъективной художественной манеры художника, нарастание декоративных тенденций. Игра оттенков и дополнительных тонов в произведениях импрессионизма становится всё более изощрённой, появляется тяготение к большей цветовой насыщенности полотен или к тональному единству; пейзажи объединяются в серии.

 Живописная манера импрессионизма оказала большое влияние на французскую живопись. Определенные черты импрессионизма были восприняты салонно-академической живописью. Для ряда художников изучение метода импрессионизма стало начальным этапом на пути сложения собственной художественной системы (П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог, Ж. Сера).

 Творческое обращение к импрессионизму, изучение его принципов явилось важной ступенью в развитии множества национальных европейских художественных школ. Под влиянием французского импрессионизма сложилось творчество М. Либермана, Л. Коринта в Германии, К. А. Коровина, В. А. Серова, И. Э. Грабаря и раннего М. Ф. Ларионова в России, М. Прендергаста и М.Кассатт в США, Л. Вычулковшого в Польше, словенских импрессионистов и др. Вместе с тем за пределами Франции были подхвачены и развиты лишь отдельные стороны импрессионизма: обращение к современной тематике, эффекты пленэрной живописи, высветление палитры, эскизность живописной манеры и т. п. Термин «импрессионизм» применяется также к скульптуре 1880-1910-х гг., обладающей некоторыми сходными с живописью чертами - стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью форм, нарочитой пластической незавершённостью. Наиболее ярко импрессионизм в скульптуре проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена и Дега во Франции, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России и др. Отдельные приёмы импрессионизма сохранились во многочисленных реалистических течениях искусства 20 в. Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств в литературе, музыке и театре.

 

Инкрустационный стиль в архитектуре

 

Направление в романской архитектуре Италии, развивавшееся в Тоскане в 11-13 вв. Постройки Инкрустационного стиля (баптистерий, 11-13 вв., и церковь Сан-Миньято аль Монте, 1014-1207, во Флоренции) гармоничны по пропорциям, украшены богатыми узорами, инкрустированными цветным мрамором (геометрический орнамент, ордерные элементы и пр.), и расчленены по античному образцу лёгкой декоративной аркадой, что придаёт им нарядный и праздничный характер.

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» *  Вперёд