Главная » Статьи » Авторский дневник |
© Денис Паничкин (2014) Пишу вопреки «общественному» мнению, считающему рефератное дело «безнравственным» и «вредным». Вот две цитаты: «Диссертационный бизнес как «ублюдок» рефератного бизнеса, расцвёл вместе с ним в «нулевые» годы и стал одной из отраслей российской экономики» (Hulio, постоянный автор на сайте aspirantspb.com). «В данном случае речь идёт не только о «рефератном бизнесе», сама суть которого асоциальна. Речь идёт и о позитивном отношении общества к «рефератному бизнесу». Возьмём, к примеру, популярный молодёжный сериал «Солдаты». Одна из сюжетных нитей связывает молодого солдата Кузьму Соколова и прапорщика Шматко, который заочно учится в университете. Соколов не только полностью выполняет все письменные зачётные работы Шматко, но и почти сдаёт за него экзамены. А в заключение Шматко рекомендует Соколова и командиру части Бородину, который начинает обучение в военной академии Генштаба. Так в фильме воспроизводится факт масштабного негативного социального явления, где единственным намёком на негатив происходящего является смущение и робкое негодование Бородина как первая реакция на предложение своего прапорщика. Впрочем, негодование быстро проходит, а зритель получает знание о «нормальном» факте современного российского общества». (Н. Доровская, автор специального исследования на тему рефератного бизнеса, опубликованного в журнале «Телескоп», 2010, № 1, с.12-23) Я могу возразить, что асоциальность – это не обязательно антисоциальность. Асоциальность – это умение действовать, не взирая на мнение окружающих. В детстве меня даже специально отучали от такой ценной природной способности, но ряд потрясений воскресили это моё свойство. Характерный пример «общественного» мнения окружающих: о рефератном деле говорят хорошо, если речь идёт о владельцах рефератных компаний, и плохо, - если речь идёт о непосредственном исполнителе, без которого функционирование процесса просто невозможно. Дело доходит до того, что сами исполнители относятся к этому как к подработке, а не как к работе. Возможно, я был первопроходцем и в конце «девяностых» и начале «нулевых» годов, когда – на ходу, не без ошибок, но – довольно быстро превратил исполнительскую работу в настоящую профессию. Для этого нужно быть хотя бы в какой-то мере асоциальным и не соглашаться с мнением не просто окружающих, а собственных родителей, которые то и дело могли сказать, что «это-не-работа». Здесь простой асоциальности мало. Как мало сейчас и добиться простого признания моего мнения. Большего я хочу: чтобы по данному вопросу - считать ли исполнительскую деятельность работой – значимым стало только моё мнение, что это именно работа, а не «шабашка», «подработка» и пр. Как профессиональный исполнитель, я пишу работы не просто для того, чтобы студенты могли отчитаться, а более для того, чтобы их читали. Ведь если студент не прочитает работу, он может просто «засыпаться» на сдаче и даже «отчитаться» вряд ли сможет. Обидно, что, кстати, с 2013/2014 учебного года участились случаи, когда работы не читаются преподавателями! Я всегда пишу работы с расчётом на то, что их будут читать. И поэтому мне никогда не бывает безразлично содержание работы. Даже тема работы важна для меня: в мае 2014 года мне предложили написать дипломную работу на тему «Реклама табачной продукции на примере ЗАО «Филип Моррис Ижора»; я отказался, объяснив это своим отрицательным отношением к рекламе табачной продукции и распространению курения. В работе я могу позволить себе отдельные вольности, написав отдельные части, а иногда и всю работу не собственно научным, а научно-популярным стилем. Один раз – ещё в 2002 году – у меня был заказ курсовой работы на тему косвенного налогообложения. Я, чтобы подчеркнуть его несправедливость, процитировал Марка Твена, когда янки при дворе короля Артура производит подсчёты выгодности одного из своих предложений и вспоминает: «В моем времени у меня на родине деньги эти государство собирало с помощью пошлин, а граждане воображали, что платят их иностранцы, ввозящие товары, и мысль эта была для них утешительна; на самом же деле их платил сам американский народ, и сумма эта была с такой точностью разделена между американцами поровну, что и владелец ста миллионов и грудной ребенок чернорабочего платили в год одно и то же – 6 долларов. Большего равенства, я полагаю, и быть не может». Другую цитату оттуда же и в тот же год, но в реферате по методике преподавания в школе истории средних веков я также помню: «И вот я попал в страну, где право высказывать свой взгляд на управление государством принадлежало всего лишь шести человекам из каждой тысячи. Если бы остальные девятьсот девяносто четыре выразили свое недовольство образом правления и предложили изменить его, эти шесть «избранных» содрогнулись бы от возмущения – какая низость, какая бесчестность, какая черная измена! Иными словами, я был акционером компании, девятьсот девяносто четыре участника которой вкладывают все деньги и делают всю работу, а остальные шестеро, избрав себя несменяемыми членами правления, получают все дивиденды». В тексте реферата я указал, что описания приключений янки в раннем средневековье неоднократно были рекомендованы как литература для внеклассного чтения, особенно в СССР: обратите внимание на взгляд человека из страны, политическая система которой с наших позиций тоже считается как эксплуататорская, несправедливая, и то он воспринимает устройство средневековой Британии с неприязнью! К сожалению, и в наше время есть желающие этой самой системы «6/994», только действуют они полностью манипулятивно. Например, через массовую рекламу. И мне часто приходится в рефератах и контрольных работах, даже ограниченно темой и объёмом, а то и неприемлемыми преподавательскими требованиями, выступать и против этого. Самый недавний пример (на момент написания этих строк) – когда при выполнении контрольной по маркетингу в банковском деле (на примере денежных переводов) я процитировал нечто важное из книги А. В. Пухова «Продажи и управление бизнесом в розничном банке»: «На рекламных буклетах не стоит размещать изображение псевдоуспешных молодых бизнесменов, девушек модельной внешности, а также натянуто улыбающихся счастливых семей, где дети мало похожи на родителей. Эти изображения лишь раздражают … людей, как бы сигнализируя о недоступности, то есть таким образом клиенты получают сообщение: «Это не для вас». Лучше разместить на рекламных материалах изображения нормальных людей. А «гламурные» картинки можно оставить для «гламурных» клиентов, если они им ещё не надоели. … достаточно перечислить простоту получения услуги, тарифы, кроме того, необходимо указать место расположения офиса банка. Не лишним будет также упомянуть, что банк ждет их. … обязательно следует проявить уважение к любой клиентской группе». Какое сожаление, что технологии манипулирования нельзя истребить совершенно! Но и цитата в контрольной, если студент и преподаватель будут контрольную читать, да ещё внимательно, должна сделать своё дело. А работ такой направленности – именно с выражением социальной ответственности, политической и гражданской позиции исполнителя, я стараюсь написать как можно больше, и никогда не упускаю такого случая. Например, если я пишу курсовую или дипломную работу про педагогическую систему К.Д. Ушинского, то обязательно обращаю внимание на то, что основу его подхода составила идея народности воспитания – признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Возникшая в период распада крепостного строя и противостоящая «официальной народности», эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Идея настоящей народности Ушинского свободна от показного патриотизма славянофилов, проповедовавших национальную ограниченность. Признавая законность использования достижений других народов, Ушинский подчеркивал, что такое использование «оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твёрдо положены самим народом». Само содержание такой курсовой или дипломной работы – уже удар по современному всплеску показного патриотизма, отличающегося от славянофильского разве что тем, что вместо «Гром победы, раздавайся» поются другие песни, также бездарно сложенные и неуместные. Не только получение гонорара – справедливого и надлежащего, но и ответственность за написанное важно для настоящего исполнителя, который должен и воспроизводить, и распространять знания. И именно такой подход позволяет увидеть общественную полезность исполнительской работы. Это справедливо и для развития моего Интернет-проекта, выраженного в создании второй главной страницы. Разумеется, и бизнес-планы, и профессиональные презентации я делаю не для всех. И даже если делаю, то бывает и так, что потом переживаю. Например, в 2012 году я выполнил презентацию на тему «Проект подводного отеля» (пока что вымышленного, это просто творческое задание, какие сейчас становятся редкостью, к большому сожалению). Презентация была заказана студенткой, и поэтому имела статус учебной, но я постарался выполнить её по стилю как можно ближе к рекламной. Название «Винетта» я выбрал сознательно, и даже в презентации назвал все известные мне ссылки. Впервые это название я прочитал в 1992 году в «Путешествии Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф (причём издание – детский пересказ - было редким: в нём глава про подводный город стоит перед главой про ночь в Карлскроне, тогда как во всех других виденных мной позже вариантах порядок глав как раз наоборот). Тема Винетты в «девяностых» с тех пор заняла для меня особое место. Я придумывал истории в различных жанрах – и литературной сказки, которую по поводу и без сейчас называют «фэнтези» (сливаясь с придуманными мной персонажами, я представлял, как сражаюсь за освобождение Винетты с Повелителем морей, используя меч, выкованный из метеоритного железа, убивающий всех смертных и наносящий незаживающие мучительные раны бессмертным); и модной тогда вымышленной «ведической» «альтернативной» истории (Винетту я представлял городом раз в семь больше императорского Рима); и даже современного сюжета. В последнем случае я начал писать про экспедицию, отправленную на поиски Винетты, причём цели негласно были поставлены не научные, а захватнические. По тексту, в экспедицию вошли как минимум три генерала войск НАТО. Я даже дал саркастическую характеристику каждого из них, как: «Третьим был испанец Рикельме. Он только и делал, что расхаживал по палубе и приставал ко всем встречным с историей о своей родословной, что он потомок того самого Алонсо Рикельме, который, что составляло основу предмета гордости генерала, не только состоял при покорителе инков Франсиско Писсаро в качестве казначея, но даже читал и писал за него». К сожалению, из-за родительского неодобрения я уничтожил все черновики, но кое-что помню и намерен восстановить и доработать названные сюжеты. Все эти подробности я сообщаю для того, чтобы лишний раз напомнить: исполнители – тоже люди. В 2007/2008 учебном году я предпринял попытку преподать курс уроков на эту же тему – об исполнителях – «офисному планктону» компании HomeWork, в том числе лично Д.Шкляру, но они сознательно ничему не научились. А ещё перечисленные подробности – подтверждение того, что за выполнение заказа про подводный отель я взялся с большим желанием.
Но прошло больше двух лет, я выложил описание этой презентации в свой авторский магазин готовых работ (на данный момент из всех исполнителей – не компаний! – один я располагаю таковым). И пережил нечто вроде если не стыда, то какое-то неудобство – однозначно. Я подумал: кто будет пользоваться услугами такого трудновыполнимого и дорогостоящего проекта, как подводный отель, если его осуществят на Балтике? Только кичливые богачи, «досужий класс», и их потомство, «золотая молодёжь», чьи основные потребности изначально удовлетворены, а значит – основу их жизни составляет погоня за удовольствиями, кстати, не только отдых в таких редких местах, но и гонки на их излюбленных яхтах. Для меня это символ, и как-то я сказал: пиратским крейсерам не по пути с яхтами, разве что для грабежа. Но затем я всё же сместил взгляд на инженерное решение проекта и подумал, что когда-то в Европе был спрос на различные механические игрушки, а позже придуманные для этих игрушек детали появились в настоящих машинах! Надеюсь, что и то же самое будет с проектом-презентацией подводного отеля, что инженерное решение найдёт применение в чём-то более нужном, чем отрасль развлечений. Так что и здесь я не поступился социальной ответственностью исполнителя. Более реальным в отношении исполнения, но не менее социально направленным представляется мне проект другого отеля: и здесь работа была учебная, только не презентация, а бизнес-план - создание мини-отеля в Санкт-Петербурге на основе отреставрированных квартир, и название я выбрал простое - «На Петроградской». И после приводимых примеров понимающие пользователи не станут оспаривать такую характеристику моего сайта, как общественная полезность, и такое качество настоящего, профессионального исполнителя курсовых и дипломных работ, как социальную ответственность. | |
Просмотров: 574 | |
Всего комментариев: 0 | |