Главная » Статьи » Образование, культура, общество (статьи других авторов)

Паранаука как способ манипуляции массовым сознанием современного общества

© Андреев А.А.

 

Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции. 2017, с.134-138

 

Паранаука определяется мною как совокупность учений. представляющих собой имитацию научных учений. К паранаукам относятся астрология, алхимия, нумерология, парапсихология, уфология, криптозоология. Любое паранаучное учение имеет мировоззренческие, социальные и психологические основания. В современном обществе паранаука является способом манипуляции массовым сознанием. С помощью манипуляции в массовое сознание внедряются различные убеждения, стереотипы, иллюзии, ценности и смыслы, меняется мировоззрение, мышление и поведение людей. Помимо психологических способов манипуляции массовым сознанием существуют и технические, например, двадцать пятый кадр, визуальные и звуковые спецэффекты. Манипуляция массовым сознанием может осуществляться через средства массовой информации, а также через сферы науки, искусства, политики, медицины, образования, идеологии.

Например, Н.И. Мартишина отмечает, что паранаука может выступать как реакция на унификацию и массовизацию жизни, как компенсаторная форма реализации названной «потребности в преодолении усреднённости». Особые обстоятельства, особое знание, тайна как таковая являются одним из закономерных, логичных и к тому же доступных способов вырваться из рутины, из повседневности, выразить себя, оказаться замеченным. Речь идёт не только об относительно простых ситуациях, когда обнаруживается, что в основном очевидцами инцидентов оказываются престарелые одинокие люди, отставные военные, подросшие и оттеснённые в семье на задний план дети. Сложнее, но развиваются по той же схеме ситуации, когда человек не обманывает и не «фантазирует», но жажда необычного оказывается столь незначительной, что его убеждает собственная интерпретация обстоятельств [3, с. 147]. Также Н.И. Мартишина утверждает, что одной из частных ситуаций самореализации истины является проблема реализации в своей деятельности человека, занимающегося наукой. Статистический факт: именно люди с более высоким уровнем образования привержены околонаучным мифам, а с низким - склонны скорее к обычным бытовым суевериям [Там же, с. 148].

В качестве психологического основания паранауки специалисты указывают на «телеологичность сознания» [4, с. 191-193]. Данное свойство сознания связано с тем, что распределение ролей в социальной иерархии актуализирует способность суждения о других «по себе». В свою очередь глубинной предпосылкой «телеологичности сознания» выступает целостный перцептивный образ, нацеленный на отражение реальности в её конкретных характеристиках, в связях вещей, предметов, объектов между собой. Поэтому уже на уровне перцепции каждая вещь имеет смысл только в связи с другими вещами. На более высоких уровнях отражения это осознаётся так, что вещи существуют для чего-то, для какой-то цели. Например, цветы существуют для того, чтобы пахнуть, а птицы для того, чтобы летать. Это так называемая неупорядоченная телеология. Особенно ярко она проявляется на начальных этапах становления сознания, как онтогенетических, так и филогенетических [там же, с. 191].

Также упоминается о том, что, например, парамедицина спекулирует на неопределённое™ тех возможностей влияния на человека, которые предоставляются психотерапией [там же, с. 204]. Психотерапевтические методы лечения опираются на человеческую внушаемость (суггестивная зависимость). Она проявляется, в частности, в эффекте плацебо. В случае, когда пациент искренне верит, что данное лекарство представляет собой мощное средство борьбы с его болезнью, эта вера сама по себе способствует выздоровлению. Врач достигает результата, прописывая больному плацебо, внушая при этом, что лекарство сильнодействующее. При этом успех внушения достигается, если заболевание имеет не органический, а функциональный характер (истерия, неврозы). Наличие суггестивной зависимости объясняет случаи «чудодейственного излечения» больных «методами» парамедицины [там же, с. 205].

Эффект внушаемости имеет прямое отношение и к социальному мифотворчеству, рекламе и пропаганде. Главным объектом пропаганды являются эмоциональные переживания человека, а не его интеллект. Наиболее эффективно эмоционально усиленное воздействие на личность. Процесс убеждения разумного человека слишком долог и ненадёжен, а эмоциональное воздействие далеко не всегда требует рационального обоснования. Здесь стирается грань между истиной и ложью, что открывает широкие возможности для использования в пропаганде любой ложной информации [там же, с. 206-207].

Специалисты выделяют три типа людей, которые доверяют рекламе и пропаганде медицинских препаратов. К первому типу относятся те, кто желает продлить молодость и замедлить процессы старения своего организма [4, с. 207]. Ко второму типу относятся люди, склонные интерпретировать самые безобидные симптомы недомогания как доказательства тяжёлого и неизлечимого заболевания. К этому типу принадлежат ипохондрики, которые не верят врачам и занимаются самолечением. Ипохондрики - это весьма внушаемая категория, а потому именно они в первую очередь становятся покупателями дорогих и порой совершенно не нужных лекарств [там же, с. 209]. К третьему типу относятся люди легкомысленные, которые рассчитывают на простое и быстрое лечение [там же, с. 210].

Причиной возникновения и распространения паранаук в современном обществе также является склонность человека к сфере непознанного, загадкам, тайнам, чудесам, сенсациям, необычным явлениям. Поэтому паранаучные учения оказались наиболее подходящим, удобным и быстродейственным способом манипуляции массовым сознанием современного общества.

Степанов С.С. [5, с. 382] говоря о вере людей в астрологические гороскопы, отмечает наличие психологического эффекта Барнума, названного в честь известного американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума. Эффект Барнума заключается в том, что человек склонен принимать на свой счёт общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов. Возможно, это связано с глубоким интересом, который каждый человек испытывает к собственной личности и к своей судьбе. Ещё один важный фактор в действии эффекта Барнума состоит в том, что человек любит комплименты, но относится с сомнением к критическим высказываниям в свой адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. В одном эксперименте было установлено, что результаты астрологического анализа личности казались особенно приемлемыми в том случае, если в них было в пять раз больше положительных замечаний о характере, чем отрицательных. И напротив, люди отказывались узнавать себя в описаниях, содержащих вдвое больше отрицательных черт, чем положительных [там же, с. 385-386]. С течением времени предсказания кажутся всё более и более оправдывающимися. На эту особенность памяти обратил внимание ещё Фрейд: человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своём будущем и забывать отрицательные [там же, с. 387]. Ещё один психологический эффект имеет название «самоподтверждающееся пророчество». Гороскопы оказывают определённое влияние на людей, для которых они составлены. Так, прочитав, что вашему знаку Зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться не ударить в грязь лицом и поддержать репутацию своего созвездия [5, с. 388].

Воскресенский Б.А. отмечает особый вариант сверхценных расстройств - философическую (метафизическую) интоксикацию [1, с. 120]. Она обычно возникает в подростково-юношеском возрасте как ранняя стадия тяжёлых затяжных или рецидивирующих психических заболеваний. Человек увлекается какой-либо теорией или практикой, полностью погружается в неё, следует ей в повседневной жизни, отказывается от прежних интересов, связей, пристрастий. Очевидной патологией такое «обращение» делают одновременно выявляющееся «ухудшение» характера (например, жестокость или холодность к прежде любимым близким), снижение продуктивности в основной сфере деятельности (учёбе, работе). Глубина освоения новой сферы бытия, как правило, оказывается незначительной - на уровне популярных изданий, полусамодеятельных построений [там же, с. 120]. При этом наблюдается неравномерность интеллектуальных достижений - невероятная глубина познаний в одних областях и беспомощность, невежество в других, принципиально важных, причём эти «перепады уровней» не рефлексируют- ся, не оцениваются человеком как ситуация, недопустимая ни для специалиста, ни для просто воспитанного человека [там же, с. 120-121].

По мнению Б.А. Воскресенского, существуют люди с особой организацией нервных процессов, для которых предвидение, предвосхищение, экстрасенсорное восприятие субъективно являются реальными, достоверными, успешными по результату переживаниями [там же, с. 160]. Это субъекты с той или иной степенью левшества, точнее говоря, с особыми формами функциональной асимметрии (преобладанием левосторонности в различных проявлениях психической и телесной активности). В объективном ходе событий в действительности этому переживанию никаких соответствий не обнаруживается. Так, например, рассказывая о какой-либо ситуации предвидения, обладатель подобного свойства приходит в недоумение при вопросе, что же он сделал, чтобы смягчить возможные неблагоприятные последствия, открывшиеся в акте предвидения [там же, с. 160]. Правомерно предполагать, что уже случившееся событие переживается как предугаданное [там же, с. 161]. Этот инвертированный - «перевёрнутый» вариант причинно-следственных связей наиболее отчётливо прослеживается на примерах многогранной по проявлениям патологии, когда это переживание сочетается с другими, выявляемыми при прицельном клиническом исследовании: нарушениями сознания и памяти, расстройствами восприятия [там же, с. 161].

Важно отметить, что физиологические и биохимические изменения в психике человека также могут стать причиной увлечённости паранауками и мистицизмом [2].

Понимание и объяснение причин влияния паранауки на массовое сознание зависит от конкретной социальной или психологической концепции, в рамках которой анализируются данные причины. Например, с точки зрения психоанализа увлечённость паранаучными теориями может определяться бессознательной деятельностью психики. Но поскольку каждая психоаналитическая теория имеет собственные представления о бессознательном, то и объяснение бессознательных причин увлечённости паранаучными теориями тоже будет различаться. Например, с точки зрения фрейдизма увлечённость паранаукой может пониматься как сублимация сексуальной энергии. В рамках юнгианства - как проявление архетипов. В контексте учения В. Франкла - как попытка приобрести смысл жизни и избежать экзистенциальный кризис. С точки зрения А. Адлера - как стремление к превосходству и преодоление собственной неполноценности. В рамках теории Э. Эриксона - как проявление возрастных особенностей психики. В контексте учения Э.Фромма увлечение паранаучными теориями может объясняться как попытка преодоления социального отчуждения.

Таким образом, влияние паранаучных учений на массовое сознание современного общества имеет определённые мировоззренческие, социальные и психологические основания, проявляющиеся в различных состояниях и особенностях массового сознания, которые сегодня успешно используются при манипуляции.

 

Список литературы

 

1. Воскресенский Б.А. Основы психиатрии: учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений / Б.А. Воскресенский. - Ч. 1: Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. - 224 с.

2. Лебедев В.И. Духи в зеркале психологии / В.И. Лебедев. - М.: Сов. Россия, 1987. - 222 с.

3. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. - Омск: Издательство ОмГТУ 1997. - 178 с.

4. Наука и квазинаука / Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.Н. и др. / Под ред. В.М. Найдыша. - М.: Альфа-М, 2008. - 320 с.

5.Степанов С.С. Язык внешности / С.С. Степанов. - М.: издательство Эксмо, 2007. - 416 с.

Категория: Образование, культура, общество (статьи других авторов) | Добавил: РефМастер (12.03.2019)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0