Главная » Статьи » Гостевые (другие авторы)

Какое высшее образование необходимо Великой, Самостоятельной и Могучей России

© П.В. Романец (2017)

 

Болонское безумие

 

Всем известно, как упорно заставляли все вузы перейти на «болонскую систему». До сегодняшнего дня все проклинают эту систему, но переходят и перешли. После 2003 г., когда Россия присоединилась к «Болонской декларации», этот процесс больше напоминает безумие. Присоединение к Декларации не предусматривало обязанности перехода. Речь шла о единых стандартах образования на пространстве только Евросоюза. Россия туда не входит. И Россию там никто не ждет. А вот лучших наших студентов очень даже ожидают.

Цели Евросоюза по болонской системе следующие: «Расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, обеспечение трудоустройства выпускников и ориентация их на рынок труда». России якобы это позволит модернизовать вузовское образование, участвовать в проектах, финансируемых Еврокомиссией, в обменах с университетами евростран.

Доступ к нашему образованию у нас выше, чем в Евросоюзе. А где доказательства, что еврообразование в целом лучше, чем наше? Выпускники наших передовых вузов давно работают на Западе, и никто им не тыкал, что они не бакалавры, не магистры, не обращали внимания на их степени, смотрели лишь, какие у них знания, научные работы, достижения. Зачем за российские бюджетные деньги и деньги российского бизнеса пополнять рынок труда Евросоюза? Зачем нужно признание наших дипломов на Западе? Для того чтобы наша лучшая молодежь уезжала на Запад? Мы что сами себе враги? Зачем нам финансы Еврокомиссии? Обмену студентами и преподавателями, как и обучению наших ребят в евровузах и так препятствий нет. Налицо полная необоснованность перехода на Болонскую систему.

Эта система подразумевает две ступени: первая - бакалавр, вторая - магистр или доктор наук. Мы же переходим не на две ступени, а на 4 (бакалавр, магистр, кандидат, доктор), хотя раньше было три. Усложнение системы! Норберт Винер указывал, что всякое усложнение с одновременной ломкой уничтожает ожидаемую эффективность внедряемой системы.

Все были против, но Министерство образования настойчиво с применением различных ухищрений и выкручиванием рук ректорам довело ситуацию до абсурда. Российский рынок труда кричит: «Нам не нужны теоретики бакалавры и магистры наук, нам нужны спе-ци-а-лис-ты». Но в нашей демократической стране беззастенчиво плюют на демос. Научное и образовательное сообщество ограничилось лишь петициями и конференциями и не нашло в себе должной решимости отстаивать свои позиции. Вот и получилось, что больше половины наших студентов теперь хотят работать на Западе, а не в России. Потеряем лучшую молодежь, потеряем Россию!

 

Что должно быть?

 

Должно быть в каждом ВУЗе наилучшее и наиболее эффективное соединение науки и образования, а не некая «болонская система» отбрасывающая нас по сути в средневековую западно-европейскую схоластику (кроме ФРГ), в которой место религии и логики заняла политика и демагогия.

В 2011 году хватило решимости сказать: «Нет!». И кто это был? Ну, конечно же, бывший министр по чрезвычайным ситуациям, ставший министром обороны, Сергей Шойгу. Он запретил военным вузам переходить на болонскую систему, т.к. качество подготовки офицеров резко снизилось. К тому же руководитель Департамента образования министерства обороны Е. Приезжева «обосновать необходимость и цели такой реформы не смогла». Кем она была? - начальником отдела контроля за оборотом алкоголя, главой налоговой райинспекции, начальником управления налогов с алкоголя и табака Налоговой службы РФ. Эти должности когда-то занимал и экс-министр обороны А. Сердюков. Потом Приезжева стала его советником по соц. вопросам и одновременно директором департамента образования. Вот такие деятели делали реформы в военном образовании.

Решительный удар Сергея Шойгу по чуждой нам болонской системе в образовании - это верный ход. И вот почему. В России существовала так называемая кафедральная система образования и научной деятельности. Мы переняли её у самой передовой в науке и технике стране - Германии. Под влиянием идей философа Иоганна Готлиба Фихте (1764-1814) и теолога Фридриха Шлейермахера (1968-1834) дипломат и языковед Вильгельм фон Гумбольт (1767-1835) разработал концепцию университета. С 1809 г. Гумбольдт был начальником отдела образования в Министерстве внутренних дел. Его целью было введение эффективной системы образования. Основным постулатом его концепции была: тесная связь обучения и исследовательской работы. Такое образование, где студенты учатся и занимаются научной деятельностью под руководством профессоров по их научным направлениям, дало Германии опережение всех стран по уровню и количеству научных открытий и их внедрению в практику, что обернулось экономической мощью Германии уже во второй половине XIX века. Опережение США в этом вопросе после Второй мировой войны произошло отнюдь не из-за безкафедральной, до деталей регламентированной, с применением рейтингов «болонской системы образования», а потому что до Второй мировой войны и после неё большинство немецких ученых уехали в США. Кроме того, США усиленно привлекали и продолжают привлекать молодых зарубежных ученых на очень-очень льготных условиях, особенно из Восточной Азии и Японии, а затем и из развалившегося СССР. В 1990 годы таким образом уехало в США более 3 тысяч российских ученых. К тому же, стоит обратить внимание, как опять наращивается экономическая мощь Германии, ставшей снова самой сильной экономикой в Европе. При этом Германия сохранила «гумбольтовскую систему образования» и не стала переходить на болонскую систему образования, хотя и состоит в Европейском союзе!

Кафедральная система более успешна, чем болонская, конечно, если в ВУЗе нет коррупции и очковтирательства. Как например, ситуация с кандидатскими и докторскими диссертациями, с дипломными и курсовыми работами, со сдачей зачетов и экзаменов. Если не изжить коррупцию в учебных заведениях, то нам не поможет никакая система образования.

А кто же делал реформу образования в стране в целом? Инициатор реформы экс-министр образования Андрей Фурсенко никогда не был заведующим кафедрой, деканом, проректором по учебной части и ректором университета. Его приемник Дмитрий Ливанов, такие посты тоже не занимал, правда, был зам. проректора по науке и проректором по международному сотрудничеству. Наука - это хорошо, сотрудничество - тоже необходимо. Но наука без образования - ничто.

Конечно в российском образовании много недостатков и проблем. Их надо решать, устранять, совершенствовать учебный процесс, а не крушить созданное, наработанное. Недопустимы необольшевизм в образовании и пресмыкательство перед Западом, который только и мечтает о развале России. Шойгу понял, что нам нужна армия умная, решительная и грамотная, а не действующая по западным лекалам. И сегодня мы видим совершенно другую российскую армию, что была всего шесть лет назад. Вот так и всей России нужна молодежь, патриотичная и талантливая, а не соответствующая западным стандартам. Ещё Конфуций говорил - «государство сильно только собственными традициями». Пресмыкающиеся всегда гибнут.

Подняться бы образовательному и научному сообществу, провести бы массовые демонстрации своего несогласия, подключиться бы всем депутатам, слугам народа, возвысить бы свой голос губернаторам да партийным лидерам, руководителям бизнеса. Пока последний шанс не упущен. Иначе пройдут годы, и мы будем не только кусать локти, но и тупо наблюдать, как нами правят другие государства.

 

Что можно и нужно делать?

 

Если мы не можем устранить навязанную систему, значит надо её изменить изнутри и приспособить под цели и задачи нашего государства тем более в сегодняшней сложнейшей экономической, политической и международной обстановке. Для этого нам видится возможным осуществление следующих десяти шагов:

1. Уйти от фактологического, поверхностного, скоростного образования, ориентированного на заучивание, скорейшую сдачу экзаменов, тестов, зачетов и неоправданную отчетность. При таком образовании из ВУЗа выпускается уже не Homo sapiens, Человек разумный, а выходит просто Человек формальный, Человек служебный, а порой и Человек равнодушный, Человек карьерный.

2. Необходимо образование медленное, с выводом студентов на Понимание получаемых знаний, Осознание знаний, умение превращать знания в Делание, то есть студентов, умеющих делать Усилия по осознанию знаний, по осуществлению делания с тем, чтобы довести его до Результата, по умению действовать в различных ситуациях. Другими словами, необходимо образование медленное, понятийное, осознанное, практическое и лично ответственное. Только на таком фундаменте возможно выстраивать будущее для выпускников как в карьере должностного, научного, конструкторского, производственного роста, так и расширения ими своего интеллекта, кругозора, эрудиции и, вообще эволюции личности.

3. Необходимо обучение механизмам эвристического, ассоциативного, атакующего мышления, творческого подхода к любому делу, обучению студентов преодолевать трудности, не падать духом, быть ведущими, а не ведомыми. Хотя, конечно, большинство всё равно будет ведомыми до определенного уровня должностного роста, но даже при этом они должны быть творческими людьми в своем как производственном, так и в любом другом деле.

4. Конечно фактологическое обучение тоже необходимо. Но оно должно быть отделено от основного обучения в строго установленную часть предмета, основанную на самостоятельной подготовке студентов, со сдачей ими тестов и/или экзаменов с предварительным консультированием. Фактологическое обучение есть начальное, оценки по нему промежуточные. Не набрав необходимый уровень баллов или оценки, студент не может быть допущен к дальнейшему основному обучению. Основное обучение - это аудиторные, кабинетные, выездные занятия в форме: дискуссий, семинаров, различных тренингов, деловых, ролевых, ситуационных игр, практикумов, лабораторных и практических работ и т.п. По основному обучению оценки выводятся на основании активности, достаточности и успешности применения знаний, умений, сообразительности, творческого подхода, пытливости, самостоятельно выполненных работ и т.п. И только эта оценка должна стать итоговой. То есть обучение по большинству предметов должно стать двух стадийным.

5. Не исключая отказа от сложившегося обучения там, где таковое установлено стандартами, главное надо в студенте воспитать будущего не только что-то запомнившего выпускника, но прежде всего, Человека мыслящего как комплексно, так и по ситуации, умеющего правильно вести себя в обществе, в организации, с руководителями и подчиненными, и конечно в команде, Человека умеющего применять хотя бы наиболее существенную часть полученных знаний, Человека умеющего брать на себя ответственность, тогда, когда это необходимо либо диктуется обстоятельствами. Это - «метод сквозного учебного процесса». Нами он реализован по одному из важнейших направлений, касающихся любого ВУЗа, о чем чуть ниже. То есть такой опыт есть, и мы готовы его предложить к освоению.

6. Необходимо уйти от сегодняшнего подисциплинарного подхода к организации учебного процесса в ВУЗе. Надо вводить по важнейшим направлениям будущей производственной, гуманитарной и личностной деятельности студента сквозных образовательных элементов по соответствующим группам дисциплин, такой как бы «красной линии» пронизывающей определенную группу предметов.

7. Такими «красными линиями» в любом ВУЗе обязательно должны быть:

7.1. Владение механизмами управления процессами и людьми, ибо не существует такой отрасли, где бы могло что-то произойти без управления. Мы должны понимать, что каждый выпускник - это будущий управленец, в будущем он может стать руководителем 3-4 человек или крупной организации, органа власти, общественной организации. Надо этому учиться и практиковаться.

7.2. Поведение в обществе, в коллективе, в команде, понятная речь, внятная дикция, умение просто и доходчиво излагать свои мысли. Без этого не достичь никакого роста и прежде всего карьерного. Выпускник должен в будущем суметь повести за собой людей в науке, производстве, в обществе.

7.3. Знание основных законов рыночной экономики, сути спроса и предложения, необходимости конкуренции и её понимании, развития предпринимательства, добросовестного предпринимательского поведения, каким образом это достигается, понимания опасности антиконкурентных действий, бюрократизма, коррупции, очковтирательства, и как с этим бороться.

7.4. Знание своих прав и умение их применять как потребителя-гражданина - самого главного субъекта рыночных отношений и всей экономике страны, задающего своим спросом развитие и ритм всем отраслям экономики государства. Умение защищать права потребителя лично. Знать и уметь соблюдать права потребителя при работе в организациях потребительского рынка. Знать, как защищать права потребителей при работе в органах власти, в общественных организациях.

7.5. Знание основных IT-технологий и умение их применять на практике в любом деле. Здесь идет речь не о владении различными гаджетами, главное, как минимум, быть продвинутым пользователем, уметь решать задачи с помощью компьютера, строить алгоритмические таблицы, создавать простейшие программы в рамках стандартных наборов, разрабатывать и применять различного рода презентации.

8. По пунктам 7.3 и 7.4 наработан большой опыт сквозного обучения, проведены две Международные конференции и именно в Костроме, выпущены статьи и три брошюры с примерами программ дисциплин со сквозными элементами, изложенными в пунктах 7.3 и 7.4.

 

- Овладение потребительскими знаниями в системе профессионального образования. Кол. авторов (38 чел. из Костромы, Москвы, Иваново) под общей ред. П.В. Романца, Кострома, Администр. Костромс. обл. - КГТУ, Кострома, 2002. - 100 с., 57 программ, из них 21 для ВУЗов и 22 для системы переподготовки и повыш. квалификации.

- Основы конкурентной и потребительской политики как дисциплина учебного процесса. Кол. авторов (14 чел.) под общей ред. М.И. Беркович и П.В. Романца. КГТУ, Кострома, 2007. - 64 с., 27 программ по 22 предметам. ISBN 978-5-8285-0333-9.

- Базовая Программа курса по конкурентной и потребительской политике и праву. Методическое пособие. Авт. П.В. Романец. Изд-е 6-е, перераб. и доп. КГТУ, Кострома, 2007. - 36 с. ISBN 978-5-8285-0326-1.

 

9. Однако, прежде всего надо перестраиваться профессорско-преподавательскому составу. Мы посадили за парту профессоров, доцентоа, преподавателей, обучили их, эту учебу официально оформили как повышение квалификации. Преподавателям ВУЗов необходимо овладевать современными формами, способами и методами учебной работы, такими как: различного рода тренинги, практикумы, панельные дискуссии, деловые, ролевые, ситуационные игры, коучинг, способствовать тому, чтобы студенты умели формулировать свои мысли, публично отставать свои позиции, уметь доказывать, владеть речью, уметь писать научные статьи, составлять служебные документы. Экономике сегодня нужны именно такие выпускники. Только с такими выпускниками мы сможем не уронить высокое звание Великой России и преумножить её могущество, безопасность, на основе которой и повышается благополучие и благосостояние российских граждан.

10. Сделать всё это вполне возможно. Необходимо только желание, необходимо перестать кивать на какие-то стандарты, на каких-то грозных дядей, на отсутствие денег. Ибо, какие бы ни были стандарты, какие бы ни были реформы образования за качество и успешность выпускников отвечает только ВУЗ и больше никто. И только рынок определит, какой ВУЗ нужен.

Категория: Гостевые (другие авторы) | Добавил: РефМастер (28.06.2018)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0