Главная » Статьи » Авторские вновь выявленные |
© Денис Паничкин (2014)
О состоянии современного образования и науки пишут много, но редко кто отмечает, что беда современному образованию грозит более страшная, нежели простое преподавательское невежество. Даже введение лженаучных и паранаучных направлений в официальную программу отдельных вузов (ещё в 2007-2008 годах такое было в ФИНЭКе и СПб ГАСУ, например, рефераты по астрологии и телегонии, контрольные по «достаточно общей теории управления») – вздор по сравнению с этой опасностью. Объяснить я могу это «суждением по аналогии». У Н. Бердяева основу его философии составляет противопоставление свободы и несвободы. При этом несвобода способна притворяться свободой (достаточно кому-то об этом позаботиться). К сожалению, и свобода нередко идёт на уродливые соглашения со своей противоположностью, и даже сама предлагает такие предательские сделки. То есть – сейчас наука в ряде случаев открыто сама предлагает заключить договор мракобесию (что может проявляться и в откровенной лженауке, и в сознательном «онаучивании» жестокости, и даже в создании специальных научных исследований по условиям этого договора). Отграничу сразу: это вовсе не использование научных и технических достижений в античеловеческих, агрессивных целях: «Сначала люди лодку придумали, чтобы через озеро переплыть, а другие к лодке таран приспособили, чтобы этим тараном чужие лодки топить. Одни люди самолет придумали, чтобы по небу летать, почту перевозить, а тут же другие пришли, посильнее да похитрее, и дали пилоту бомбу. Кидай, сказали, вниз на город, сверху убивать удобнее, чем с земли стрелять» (Кир Булычёв «Война с лилипутами»), потому что в данном случае есть немало обратных примеров, и самый известный – атомный реактор: бомба ядерного деления была создана в 1940-х годах, а первая атомная электростанция вступила в строй только в 1954 году. Исследование технологий «двойного назначения» не в тему. Мало того, некоторые писатели в фантастике, всё больше утрачивающей научность, даже пытаются оправдать лженауку или, по крайней мере, извращение науки в духе лысенковщины: «Миссия Лысенко была не в пример сложнее и опаснее. Молодой агроном, теоретически раскрывший сущность наследственной плазмы, пришёл в ужас от ближайших перспектив развития советской молодой, страшно талантливой и абсолютно беспринципной генетики. Он знал и понимал, как просто будет скоро создавать любые гибриды от самых невинных - вроде картофеля и томатов - до самых свирепых: гриппа и оспы: Причём вероятность создания последнего стократ вероятнее, чем первого - ибо страна перманентно готовилась к войне… Трофиму Денисовичу пришлось выдумать мичуринскую агробиологию» (А. Лазарчук и М. Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»). Это даже не двойные стандарты – ведь ещё после второй мировой войны можно было и представлять США в обвинении на одном из «малых Нюрнбергских процессов» - по делу врачей-преступников, и самому в своих Штатах законно и безнаказанно совершать и дальше те же самые преступления. Это нельзя назвать и простой научной контрреволюцией, изобретающей способы массового развлечения. Это и не некорректное использование науки, которое известно давно: например, не любая книга со словом «психология» в названии является книгой по психологии. В частности, есть один верный признак: психология никогда не оправдывает ненормальное поведение, хотя изучает его. А в ряде таких книг именно оправдание ненормальности и содержится. Это – именно мракобесие от науки, как я назову такое уродливое соглашение. Процесс этот поддерживается как экономическими причинами, например, наукой становится «как продавать, да ещё по завышенным ценам, то, что людям не нужно», то есть «маркетинг» и «мерчандайзинг» - попросту «экономика манипуляций», привлекающая именно выдаваемое за психологию оправдание и использование ненормального поведения, так как обманывать можно именно на поощрении эмоций и инстинктов (решения, принятые исключительно на их основе, приносят убытки принявшим их, и позволяют так же законно и так же безнаказанно отбирать ресурсы). Общественные науки пошли на сговор с социал-дарвинизмом, и в моду вошло такое же мракобесие от науки (не лженаука, прошу не смешивать), как «этология человека» с её «ранговыми теориями». При этом сознательно «забывается», что только у людей есть право наследования, только люди способны на интриги и др. В звериной стае вожак – действительно самый достойный, и если он совершит что-то, несовместимое с его положением, то бывает низложен и даже убит (классическая фраза – «Акела промахнулся»). А у людей можно «промахнуться» много раз – и оставаться вожаком. У животных можно один на один убить вожака (понятно, рискуя своей жизнью) и занять его место. У людей, чтобы сместить короля, президента, премьер-министра, понадобится полномасштабная гражданская война. А это значит, что сам такой уродливый компромисс между наукой и невежеством исходит не только от экономических, но и от политических причин, попросту – классовых интересов. Даже курс экономики преподаётся с позиций потребления, тогда как я помню ещё научно-популярную книгу (рассчитанную на старшеклассников) об основах экономики в СССР А. Стороженко «Семь раз отмерь…», где основным подходом был труд (даже если речь шла о капитализме – глазами и работника, и работодателя). То есть книга была написана с позиций производства. Наконец, ещё одна причина договора науки и невежества – сознательная безответственность. Она проявляется в формальном подходе к оцениванию результатов, когда за незначительные достижения, полученные часто простым гаданием, поощрения несоизмеримо высокие (при этом не замечаются или сознательно не признаются настоящие достижения). Равно несоизмеримым несправедливым бывает наказание за незначительные неосторожные ошибки. Далее - обзор моих находок, ради которых я провёл предварительное разъяснение. Все они представляют собой именно результат сговора науки и невежества. Пример 1. Исследование на тему «Психологическая готовность субъектов образовательного процесса к ГИА-9 и ЕГЭ». Начало этой работы заслуживает того, чтобы быть процитированным полностью: «В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей». То есть – оправдывается само гадание, которое ничего не доказывает, а даже, напротив, искажает результаты. И это – в отношении тех, в чьих руках через 20 лет может оказаться внешняя безопасность государства, и такое может писать психолог суворовского училища, ученики которого рано или поздно придут в артиллерию, войска связи, службу разведки, штабы, то есть туда, где требуются настоящие знания, особенно технические, и поведение, требующее принятия ответственных решений. В любом случае – гадание на экзаменах в довузовских военно-учебных заведениях может нанести ущерб, сравнимый разве что с репрессиями конца 1930-х годов в отношении командного состава Красной Армии. Пример 2. Диссертация на тему «Формирование карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании». Исследование выполнено с позиций именно карьеры, а не профессионального мастерства. То есть поощряется погоня за ранговыми отличиями любой ценой. Это поддерживает практику искусственного авторитета преподавателей, для которых должность и научное звание стали такими же ничем не обеспеченными ранговыми отличиями. Ведь научное звание можно получить путём обмана (самый распространённый такой обман – это плагиат), а должность – интригой. Я уверен: если подвергнуть специальному экзамену (полноценному, не ЕГЭ!) таких преподавателей, то многие из них провалятся. Примеры 3, 4 и 5. Дипломные (выпускные квалификационные) работы вуза с гордым названием «Российский государственный университет туризма и сервиса», и написаны по его требованиям. Выдержаны они исключительно в духе стремления формально выполнить требования в отношении структуры, но при этом в них есть грубые ошибки. Ведь с 2004 года Министерство по налогам и сборам (МНС) реорганизовано в Федеральную налоговую службу (ФНС), а единый социальный налог отменён с 2010 года. Но в работе есть МНС и ЕСН, а работа сдана в 2014 году, и на «отлично» (по нормам своего вуза!). В двух других дипломах обязательное требование этого вуза – совершенствование структуры управления – перебивает темы работ: в первом случае – сбытовую политику, во втором – рекламную деятельность; причём в первом случае оно не просто перебивает, а подменяет тему. Чтение этих дипломных работ свидетельствует о сознательно плохо поставленной подготовке специалистов для отрасли туризма, чтобы использовать таких бездумных посредственных работников как пособником при мошенничестве. Массовое банкротство турфирм летом 2014 года – отражение ещё и того, какие сейчас «специалисты» в этой сфере. Пример 6 – также стремление «отчитаться по методичке»: анализ бюджетного учреждения дан по правилам методики анализа, применимой для коммерческого предприятия (то есть такого, деятельность которого ставит целью получения прибыли). У меня из-за подобных расхождений сколько конфликтов было – и с посредниками, и с заказчиками, и с «партнёрами». А здесь, оказывается, можно законно и безнаказанно делать такое! Тем более известен обратный прецедент – кадровую службу одного из дочерних предприятий «Сибур» возглавила бывшая воспитательница детского сада! То есть снова сговор науки и невежества в целях подготовки бездумных исполнителей с запросами, которые не встречаются у настоящих специалистов! Самым неприятным мне представляется пример 7 – дипломная работа на тему «Отношение к «образу тела» секс-работников», то есть сама формулировка темы означает оправдание проституции, причём такое, что превосходит молодёжную прессу 10-летней давности, что исследовалось и заслуженно подвергалось уничтожающей критике со стороны Анны Любимовой (Даниловой). Содержание дипломной работы изложено в теоретической части в ключе рекламы проституции, о которой говорится, как если бы она была не просто законной, а даже «уважаемой» профессией. В практической части – слишком много намешано разных методик, которые бы подошли для совсем другого, в том числе для снижения тревожности тех людей, которые действительно заслуживают внимания. По-моему, о проститутках можно провести только одно исследование: чем они занимаются, когда утрачивают свою «сексуальную привлекательность» и не могут работать «по специальности», а основами настоящих профессий не владеют (причём сводничеством заниматься могут только единицы из числа привилегированных «бывших»). Как исполнитель, я подобные темы в работу не возьму, а как сторонник ответственности исполнителя за написанное – потребую аннулировать результаты защиты таких «дипломных работ», которые представляют собой продукт мракобесия от науки – сознательно-безответственного сговора науки и невежества. И этот сговор должен быть уничтожен революционным насилием. Как-то я обратил внимание на афишу с «гендерным» ледовым шоу Евгения Плющенко «Снежный король», что представление находится под покровительством Министерства образования и науки. Или появился очередной «адмирал Чичагов», взявшийся командовать сухопутными войсками, или организаторы не доверяют «главному бюрокраду страны» Мединскому с его Министерством культуры. Эта надпись на афише, похоже, проявление именно того самого сговора, против которого я выступаю настолько, что мне захотелось поставить другое действие, с названием «Подменённый король», но не в качестве шоу на льду, а на куда большей территории с десятками и сотнями миллионов зрителей. Иногда «узурпатор и самозванец» может оказаться как раз на своём месте, которое до него занимает недостойный, хотя и «законный» монарх!
Примечание: работы, поименованные в рассказе, можно скачать одним архивом с сохранением нумерации по порядку упоминания. | |
Просмотров: 438 | |
Всего комментариев: 0 | |