Главная » Статьи » Многое не о курсовых

«Ирония любви» и «Выкрутасы»: ложные ориентиры для тех, кто желает «покорить женщину»

© Денис Паничкин

 

В некой статье, посвящённой индивидуализму в американском кинематографе (причём индивидуализм для самих создателей скорее убеждение, нежели пропаганда), мне попалось небольшое отступление, которое я скопировал дословно:

 

Затронем немного современные фильмы для молодёжи. Как правило, это – комедии, хотя встречаются и драмы. В этих фильмах особый интерес представляет школьная среда, в которой пребывают главные герои. Как часто вам приходилось видеть в кино нечто подобное, описанное ниже?

Главный герой – простой, ничем не выдающийся парень, а может, даже и неудачник. В школе есть суперкрасавица, которая этому герою очень нравится. Он мечтает о том, чтобы она обратила на него своё внимание, но красавица встречается с другим парнем, как правило, эдаким неформальным лидером в школе. Этот лидер – самый сильный в прямом смысле, может, капитан школьной футбольной команды. У него есть пара сподручных, он задирист, и, используя силу, манипулирует другими людьми. Даже красавица встречается с ним лишь из-за того, что вынуждена это делать. Такой бойфренд у любого парня отобьёт охоту, ухаживать за той, чья его по праву силы.

Над неудачником периодически издеваются: окунают его головой в унитаз, выбрасывают его куда-нибудь и проделывают прочие детские «шалости». Но в конце именно он превратится в настоящего принца, заполучит красавицу и станет королём выпускного вечера, а задира останется в дураках.

 

Сразу хочу возразить: характерно ли это только для кино, только для американского и только для школьных сюжетов? Обращаюсь к читателям: вспомните, было ли в вашей жизни что-то подобное? Было ли такое во взрослом состоянии? И если да, то как вы действовали?

Признаюсь, для меня описанное слишком знакомо. И лишь сейчас я стал задуматься о том, какие возражения можно сделать:

1.Действительно ли эта девочка вынуждена встречаться с «неформальным лидером»? Или она сама этого хочет?

2.Нужна ли эта девочка протагонисту в данном случае и ради чего? Неужели без неё невозможно ощущение собственной значимости? В смысле – он считает себя ценным только рядом с ней? Нужно ли ему признание именно с её стороны?

3.Что будет после вечеринки и вообще «потом»? Не окажется ли эта девочка чёрствой в одном или нескольких отношениях? Не будет ли протагонист сожалеть, что выиграл (по сути – только в одной партии)?

4.Можно ли устроить проверку, например, построив поражение футбольной команды своей школы?

Надо сказать, желать поражения спортсменов своей школы и даже своей страны, и тем более – активно содействовать этому поражению, в нынешних условиях я не считаю предательством. В силу искажений, справедливых и для кино, и для повседневности. Приведу другую цитату:

 

Школа или колледж в образе этих сериалов – это место чирлидерш, хористов, футболистов, баскетболистов, место проведения различных балов, аукционов, вечеринок, во время которых происходят судьбоносные события в жизни героев, а вот с учебой эти события никак не связаны.

 

В таких условиях понятно предпочтение, отдаваемое капитану футбольной команды, если учёба не вписывается в сюжет. В отношении же повседневности проводится политика, ставящая спортсмена выше учёного, и мне это не просто не нравится – мне это невыгодно. Понятно, что я приветствовал поражения сборной России на Кубке Конфедераций и желаю, чтобы на домашнем чемпионате мира по футболу результат сборной России оказался таким, по сравнению с которым её игра на чемпионате Европы 2016 года вспоминалась бы как большое достижение.

По крайней мере, свадьбы футболистов и хоккеистов с телеведущими и моделями у меня зависти больше не вызывают. Для меня это демонстрация праздным классом своего образа жизни, которая задумывается именно для того, чтобы «жить напоказ, на зависть» подобным мне, чтобы убить желание к труду, но в отношении меня реакция как раз обратная. Они как раз друг друга стоят. И никто из них для меня не авторитет, но большего я хочу, – чтобы они перестали быть авторитетом и для других.

И если вернуться к теме названного сюжета кино, в этом отношении показателен фильм «Трудный ребёнок» - не оригинал 1990 и не «сиквел» 1991 года, а «римейк» 1995 года с относительно самостоятельным сюжетом, где главный герой показан как ребёнок-изгой в школе, и вдруг ему нравится такая вот «суперкрасивая» одноклассница Тиффани, которая умудряется встречаться поочерёдно с тремя учениками того же класса, каждый из которых популярен по-своему (отличник-скаут, инлайн-хоккеист и юный актёр соответственно). А здесь речь идёт всего лишь о детской дружбе, до романтических отношений все перечисленные персонажи ещё не доросли! И победа над всеми тремя (достигнутая тем самым бесчестным путём, который продвигает Голливуд даже в детских фильмах) не приносит ему удовлетворения: на детском празднике, возрастном аналоге вечеринки, Тиффани насмехается над ним, и в ответ он проделывает с ней нечто в том же стиле, что и с тремя соперниками, – выставляет на посмешище, оставив её перед всеми без платья. Финал, правда, авторами спланирован иной: детская дружба главного героя складывается с другой, незаметной девочкой, показанной до этого в фильме всего один раз.

Впрочем, и среди взрослых всегда можно найти подобную «другую». Правда, в кино это скорее исключение.

Фильмы для взрослых, в том числе российские, продвигают иное поведение: будь неудачником по жизни – и однажды тебе повезёт так, что без каких-нибудь усилий сможешь получить всё. Лучшую женщину (в контексте и контенте – но не содержании по причине бессодержательности - фильма) в том числе. Отечественными примерами такого продвижения являются «Ирония любви» (2010) и «Выкрутасы» (2011).

Первый из этих фильмов при поверхностном знакомстве мне даже понравился, так как я решил, что это запоздалый реванш за фильм «Всё будет хорошо!» (1995), который мне решительно не понравился (до степени, что я несколько раз писал рассказы с противоположным исходом, осмеиваемые людьми, которых я считал своими). Надо сказать, что в 2004 году (действительно запоздало) на страницах «Советской России» сюжету фильма «Всё будет хорошо!» была дана надлежащая оценка:

 

Есть еще один «чудный» пример современной российской девушки: милая, очаровательная актриса воплощает на экране образ девочки из провинциального городка, которая в течение четырех суток спит с двумя мужчинами, плачет, страдает и никак не может выбрать между десантником и молодым двадцатилетним американским миллионером, нобелевским лауреатом русского же происхождения...Победа, конечно, достается миллионеру! Другого финала в новорусском фильме «Все будет хорошо!» и не предполагалось. Но десантник тоже доволен, у него хоть и нет мечты, зато есть завод, рыбалка по выходным и выпивка с друзьями по праздникам, а еще - бурная переписка с бывшей женой, которую он почему-то теперь называет «сестрёнкой» ...

 

Я даже написал небольшой отзыв на «Иронию любви», включив в него сопоставление с сюжетом «Всё будет хорошо!» и сопроводив его данной цитатой. Ещё бы, мне понравилось, что на этот раз богатый потерпел поражение от бедного (сам со себе такой ход событий я всегда приветствовал и впредь буду приветствовать). Но подумав, я осознал, что данный конец иррационален, чем-то он мне напомнил финал фильма «Американская дочь», где несовершеннолетняя девочка управляет вертолётом. Во всяком случае, это игра в поддавки. Что сделал Иван (персонаж Чадова)? Только приехал на чужую свадьбу на чёрном коне (единственное, в чём он проявляет оригинальность, об этом даже соответствующие реплики в фильме есть) и увёз невесту. Даже при её согласии трудно поверить, что миллионер мог так безмолвствовать. Ну, пусть он повёл себя подобно десантнику из «Всё будет хорошо!», хотя в такую перемену поведения трудно поверить в данном случае. Но даже если всё это допустить, что будет после финальной песни «Мы не знали друг друга до этого лета …»?

Сам фильм поставлен на ряде допущений и поддавков, даже рабочее его название было более характерным – «Соблазнить неудачника». На Ивана Асель (Сагалатова, она действует в фильме под своим именем) изначально просто поспорила. И меньше всего меня интересуют высказывания казахских политиков: «Мы должны уважать наших женщин и не показывать их в таком неприглядном виде. Издревле говорили о целомудрии мусульманских женщин. Теперь же все эти нравственные понятия рушатся» (Б. Тлеухан), «…самое плачевное то, что героиня использовала казахского бизнесмена и вышла замуж за представителя другой нации. Здесь есть скрытое завуалированное издевательство над национальным чувством» (Н. Сабитов). Надо сказать, я и это при рациональном сюжете как раз приветствую. Меня интересует именно то, что будет за кадром, в продолжении.

Иван и Асель – разные не только по национальной культуре, но и по психологии, по образу жизни. Что они друг другу могут предложить и что они друг от друга хотят получить? В одном из анонсов фильма дословно сказано: «Обычный день Асель начинается с шопинга и заканчивается бокалом «Мохито» на веранде дорогого ресторана. Она – частая героиня светской хроники». То есть семейного покоя такая женщина не планирует. И для Ивана – приведёт ли выигранная партия в данном случае к улучшению жизни (материальное благополучие, повышение социального статуса, признание, популярность)? То есть национальный вопрос здесь был бы излишним: даже будь выведена русская женщина, но с таким поведением и психологией, мои ответы на поставленные вопросы будут отрицательными.

Фильм «Выкрутасы» отличается такой особенностью лишь в начале, но разве попасть под машину женщины – способ понравиться этой женщине до степени её желания сразу строить отношения, быстро разорвав другие? Персонаж Хабенского представлен таким же неудачником. Ну, пусть персонаж Урганта при разбирательстве ситуации повёл себя «не соответствующе», даже его предательство представлено комично. По крайней мере, он до конца фильма пытается восстановить свой статус.

В названных фильмах поведение женщин выведено полностью на эмоциях, но главные мужские персонажи не только не способны манипулировать с использованием этих эмоций, они и в первом, и во втором случае представлены просто оказавшимися в нужное время и в нужных местах, случайно совпавшие с нужными образами в сознании главных женских персонажей, да ещё и создатели фильмов бессовестно подыграли им.

Такие фильмы могут принести только вред при попытке понравиться женщинам. Да и стоит ли пытаться понравиться? Потому что вполне может оказаться так, что ты понравишься, но решение в твою пользу принято не будет? По любым соображениям – равно и материальным, и эмоциональным. Не лучше ли «бить наверняка», «взять» не любовью, а шантажом? К сожалению, такие сюжеты представлены исключительно «сверху», шантажа «снизу» я не припомню. Но если таких сюжетов и нет, почему бы не включить их в свои планы «народного самиздата»?

Категория: Многое не о курсовых | Добавил: РефМастер (13.07.2017)
Просмотров: 441 | Рейтинг: 5.0/17
Всего комментариев: 0