Галерея «МАСТЕР»

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» * Вперёд

Венецианская школа

 

Одна из основных живописных школ Италии. Наибольший расцвет пережила в эпоху Возрождения (2-й половине 15-16 вв.), когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. В живописи венецианской школы нашло художественное выражение осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное ренессансному мировоззрению. Для венецианской школы характерны преобладание живописного начала, совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.

 Венецианскую живопись 14 в. отличают декоративность, орнаментальность, праздничная звучность красок, переплетение готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано). В середине 15 в. в живописи венецианской школы возникают ренессансные тенденции, усиленные флорентийскими влияниями. В произведениях мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и конец 15 в.; братья Виварини, Якопо и особенно Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, К. Кривелли и др.) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистической передаче пространства и объёма; традиционно религиозные сюжеты трактуются как подробные рассказы о красочной повседневной жизни Венеции. Творчество Антонелло да Мессина и особенно Джованни Беллини подготовило переход к искусству Высокого Возрождения. Наивная повествовательность уступила место стремлению к созданию обобщённой картины мира, в которой человек существует в естественной гармонии с поэтически-одухотворённой жизнью природы. Искусство Джованни Беллини отличается мягкой и свободной живописной манерой, целостной цветовой гаммой, основано на тонкости светотеневой лепки. В 1-й пол. 16 в. в творчестве Джорджоне и Тициана венецианская школа живописи достигает расцвета. В лирически-созерцательных жанровых, пейзажных станковых композициях Джорджоне идеальные, гармоничные образы, мягкая цветовая гамма, богатая мягкими переходами тонов, музыкальность композиционных ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувственной полноты бытия. В жизнеутверждающем творчестве Тициана нашли выражение присущие венецианской школе красочное полнокровие и жизнерадостная чувственность. Произведениям Тициана свойственно исключительное богатство звучной, эмоционально-насыщенной цветовой гаммы, объединённой тёплым золотистым тоном. Особое место в венецианской школе занимают портреты Тициана, отличающиеся глубиной и острой проницательностью психологической характеристики.

 Распространившиеся в Италии в сер. 16 в. феодализм, а затем и католическая реакция вызвали кризис ренессансных идеалов. В поздних произведениях Тициана раскрываются глубокие драматические конфликты,- живописная манера приобретает исключительно эмоциональную выразительность. В работах мастеров 2-й пол. 16 в. виртуозность передачи красочного богатства мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с драматическим ощущением динамики и беспредельности природы, духовных порывов больших человеческих масс (творчество П. Веронеэе и Я. Тинторетто). В сценах сельской жизни крупнейшие мастера венецианской террафермы (областей материка, прилегающих к Венеции) утверждали красоту и значительность крестьянского труда и быта (творчество Я. Бассано). В искусстве венецианских мастеров кон. 16 в. складываются новые художественные принципы, оказавшие воздействие на развитие европейского искусства 17 в., зарождаются новые жанры - исторический жанр, батальный жанр, групповой портрет.

 В 17 в. венецианская школа переживает период творческого спада. В работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистические наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционной для Венеции интересом к проблемам колорита. Новый расцвет венецианской школы относится к 18 в., когда Венецианская республика стала одним из главным центров разделённой чужеземцами Италии. С этим периодом связан расцвет монументально-декоративной живописи, сочетавшей жизнерадостную праздничность с пространственной динамикой и изысканной лёгкостью колорита (творчество Дж. Б. Тьеполо). Получает развитие жанровая живопись (Дж. Б. Пьяццетта и П. Лонги), архитектурный пейзаж (так называемая ведута) документально воссоздающий облик Венеции (Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто). Лиризмом и интимностью отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди, тонко передающие поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции. Свойственный венецианским художникам пристальный интерес к проблемам передачи световоздушной среды предвосхищает пленэрные искания живописцев 19 в.

 

 

Византия

 

 Государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части (Восточно-Римская империя) и существовавшее до середины 15 в. Территория империи, находившаяся главным образом на юго-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии, неоднократно изменялась. В отличие от других государств Европы, Византия была менее затронута Великим переселением народов 4-7 вв. и избежала катастрофических разрушений, постигших Западно-Римскую империю. Поэтому традиции античности долго сохранялись в византийском искусстве, тем более что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к средневековой культуре здесь затянулся надолго. Особенности византийского искусства определились отчётливо к 6 в.

 В градостроительстве и светской архитектуре Византии, в значительной мере, сохранившей античные города, средневековые начала складывались медленно. Архитектура Константинополя (ныне Стамбул) в 4-6 вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс императорских дворцов с обширными помещениями и мозаичными полами) хранит связь с древнеримским зодчеством. Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления города, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, гласисов. В культовой архитектуре Византии уже в 4 в. возникают типы храмов, принципиально отличные от своих античных предшественников, - церковные базилики и центрические купольные здания, главным образом крещальни (баптистерии). Наряду с Константинополем (базилика Иоанна Студита ок. 463) они возводятся и в других частях Византийской империи, приобретая местные черты и многообразие форм (суровая каменная базилика в селе Кальб-Лузех, конец 5 или середина 6 вв.: крестообразная в плане церковь монастырского комплекса Кальат-Семан, 5 в., - обе в Сирии; кирпичная базилика св. Димитрия в Салониках, сохранившая эллинистическую живописность интерьера, 5 в.). Простота наружного облика церквей контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров, связанного с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, как бы отделённая от внешнего мира среда. Со временем внутреннее пространство храмов становится более динамичным, в его текучие ритмы вовлекаются отдельные античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т. п.). В интерьерах храмов выражается ощущение бескрайности и сложности мироздания, неподвластного человеческой воле, вынесенное из потрясений, связанных с гибелью античного мира.

 Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в 6 в. На границах страны возводятся многочисленные укрепления, в городах сооружаются дворцы и храмы, отмеченные имперским великолепием (центрические церкви в Эсре, Юж. Сирия, 515, Сергия и Вакха в Константинополе, ок. 526-527, Сан-Витале в Равенне, 526-547). Завершаются поиски идеального синтетического культового здания, гармонически объединяющего базилику с купольной конструкцией. В 6 в. возводятся большие купольные крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, ныне Греция; св. Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм св. Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл и Исидор из Милета). Его огромный купол возведён на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект - чаша купола кажется легко парящей над храмом. Как бы соразмеренный с величием Византийской империи, храм св. Софии воплощает представления о вечных и непостижимых «сверхчеловеческих» силах.

 В градостроительстве к 6 в. складывались средневековые черты. В городах Балканского полуострова появился укреплённый Верх, город, близ которого разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулируемому плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.

 Переход от античности к «средним» векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды искусства, связанные с церковными и государственными нуждами, - стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается антический пластический метод, вырабатывается средневековая условность искусства, которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений.

 Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную объёмно-пластическую форму (так называемая Голова философа из Эфеса, 5 в., Вена). Со временем в искусстве Византии почти совсем исчезает круглая пластика. В рельефах (например, на консульских диптихах) отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией форм. Наиболее прочно античные традиции и мотивы сохраняются в произведениях художественного ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных мозаиках 4-5 вв. ещё сохраняется античное ощущение реальности и красочности мира (мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец 4 в.). Позднеантические приёмы вплоть до 10 в. сохраняются в книжной миниатюре («Свиток Иисуса Навина», Ватиканская библиотека, Рим). Но в 5-7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы («Сергий и Вакх», 6 в.), нарастает духовно-умозрительное начало, которое подчиняет себе впоследствии все художественные средства. Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечёнными золотыми. Изображения становятся плоскостными и лишёнными материальности; их духовный смысл раскрывается с помощью эмоциональной выразительности созвучий чистых пятен цвета, ритмически богатых, гибких линий и обобщённых силуэтов. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре, 6 в., а также более непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики 7 в.- в церквах Успения в Никее, ныне Иэник, и св. Димитрия в Салониках).

 Постепенный процесс феодализации, острая социальная борьба и народные движения в 7-начале 9 вв. вызвали существенный перелом в художественной культуре Византии. В яростных столкновениях взглядов иконопочитателей и иконоборцев (отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания) разрешались накопленные противоречия, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и орнаментальными росписями. В зодчестве совершался переход к типу крестово-купольного храма (его прототип - церковь «Вне стен» в Русафе, Вост. Сирия, 569-586). В середине 9-12 вв., в период расцвета искусства Византии, этот тип храма (с куполом на барабане) утвердился окончательно. Он представляет собой систему надёжно связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон - обе 10 в., монастырь Пантократора, 12 в.,- все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, 11 в., и др.). В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста).

 В 9-10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального «архетипа». Сюжеты и композиции росписей, приёмы рисунка и живописи подвергаются регламентации. Свои идеи живопись Византии выражала, однако, с помощью образа человека, раскрывая их как свойства или состояния этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в искусстве Византии, в известной мере сохраняя в претворённом виде художественный опыт античного искусства.

 Принципы византийской живописи 9-12 вв. оригинально разрабатываются в отдельных художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками храма св. Софии в Константинополе, в которых от «македонского» (середина 9-середина 11 вв.) к «комниновскому» периоду (середина 11 в.-1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств, строгой и изысканной манерой письма («Владимирская богоматерь», 12 в.). Много мозаик было создано и в провинции - величаво-спокойные в монастыре Дафни ок. Афин (11 в.), драматически-экспрессивные в монастыре Неа Мони на о-ве Хиос (11 в.) и др. Разнообразие течений существовало и в фресковой живописи (исполненные драматизма росписи церкви Панагии Кувелитиссы в Кастории, 11-12 вв., наивно-примитивные росписи в пещерных церквах Каппадокии, центральная область Малой Азии, и др.).

 В миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью и политической полемичностью («Хлудовская псалтырь», 9 в.), и периода увлечения античными образцами («Парижская псалтырь», 10 в., Париж) распространяется ювелирно-декоративный стиль. Этим миниатюрам свойственны, однако, и отдельные меткие жизненные наблюдения, например, в портретах исторических лиц.

 Скульптура 9-12 вв. представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров).

 Высокого расцвета достигает декоративно-прикладное искусство (художественные ткани, перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла).

 После нашествия крестоносцев в 1204 византийская культура вновь возрождается в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на территории Греции и Малой Азии. Церковная архитектура 14-15 вв. в основном повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в.; обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312-15). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ныне Греция, около 1295: дворец Текфур-серай в Константинополе, 14 в.; дворец правителей Мистры, 13-15 вв., и др.).

 В конце 13-начале 14 вв. блестящий, но кратковременный расцвет переживает живопись Византии, в которой усиливается внимание к конкретно-жизненному содержанию образов, реальным взаимоотношениям людей, пространственному изображению среды-мозаики монастыря Хора (Кахрие-джами в Константинополе, начало 14 в.), церкви Апостолов в Салониках (ок. 1315) и др. Однако наметившийся разрыв со средневековой условностью не осуществился. С середины 14 в. в столичной живописи Византии усиливается холодная отвлечённость, в провинции распространяется измельчённо-декоративная живопись, иногда включающая повествовательно-жанровые мотивы (фрески церквей Перивлепта и Пантанасса в Мистре, 2-я половина 14-1-я половина 15 вв.).

 Традиции византийского искусства этого периода были унаследованы в средневековом искусстве Греции после захвата турками Константинополя (1453), положившего конец истории Византии. Искусство Византии периода его расцвета оказало огромное влияние на формирование национальных художественных школ эпохи средних веков во многих (главным образом православных) странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

 

См. также «Прикладное искусство Византии IV - XIV века» и «Влияние византийской культуры на развитие Киевской Руси».

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» * Вперёд