Галерея «МАСТЕР»

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» * Вперёд

 

Барбизонская школа живописи

 

Группа французских мастеров реалистического пейзажа 30-60-х гг. 19 в. Получила название от деревни Барбиэон (Вагbizon) близ леса Фонтенбло, где работали отдельные художники этой группы. Возникла в условиях кризиса академической и романтической школ. Создавая реалистичную систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в., английских пейзажистов начала 19 в. (Дж. Констебла, Р. Бонингтона) и развивали реалистические тенденции национальной пейзажной школы 18 и нач 19 вв. (в т. ч. мастеров романтизма Т, Жерико, Э. Делакруа). Барбизонцы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать многообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Они достигли одухотворённости пейзажа, ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работая с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, художники барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, богатой тонкими валёрами, световыми и цветовыми нюансами. Старшее поколение барбизонцев (Т. Руссо. Ж. Дюпре, Н. В. Диаз) ещё сохраняло определенную связь с романтической традицией, подчёркивало героическое начало в пейзаже. Крупнейший мастер младшего поколения барбизонской школы живописи - Ш. Ф. Добиньи уделял большое внимание непосредственности впечатлений, точной фиксации состояний световоздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров (К. Труайон и др.) включали в пейзаж жанровые и анималистические изображения. К барбизонцам были близки К. Коро, Ж. Ф. Милле. Традиции барбизонцев повлияли на развитие реалистического пейзажа как во Франции, так и в других европейских странах (голландец Я. Б. Йонгкинд, венгры М. Мункачи и Л. Паал, румыны Н. Григореску, И. Андрееску, чех А. Хиттусси, русские пейзажисты А. П. Боголюбов, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев и др.).

 

Барокко

(итал. barocco, букв. - причудливый, странный)

 

   Один из главенствующих стилей в европейской архитуктуре и искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

   Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

   Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

   В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.). В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

   В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы проявились в 16 в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Б. Тьепопо. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П. П. Рубенса, ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистической живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса. В 18 в. в постройках X. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в «ультрабарокко» стран Латинской Америки). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (арх. И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч}, и абсолютистских государствах Германии (арх. и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный т. н. большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Понятие «барокко» иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру 17 в., в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, «нарышкинское барокко», или «московское барокко», в русском зодчестве конца 17 в.). Во многих странах Европы в 17 в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Ф. Халса, Я. Вермера Делфтского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко.

   В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.)

   Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

 

Также Вы можете дополнительно прочитать:

 

Архитектура и мебель барокко

 

Стиль барокко в ювелирном искусстве

 

Бидермейер

 (нем. Biedermeer, Biedermaier)

 

Направление развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве ок. 1815 - 48 гг.. Название получило позднее по вымышленной фамилии немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта «Biedermaiers Liederlust» (изд. в 1850). Для бидермейера характерна переработка форм ампира (больше в интерьере и декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта. В живописи бидермейера, носящей отголоски романтизма, сказалось влияние мелкобуржуазного либерально-демократического движения. Возрос интерес к простому человеку, маленьким радостям мелкого буржуа, обыденной жизни бюргеров и крестьян, к окружающей природе, благодаря чему произведения мастеров бидермейера иногда относят к «раннему реализму». Для живописи бидермейера характерны небольшой формат, тщательное письмо, интерес к бытовой среде, дневному или искусственному освещению, любовь к деталям, стремление к интимности и задушевности. Вместе с тем на искусстве бидермейера лежит печать тематической узости, созерцательности, идеализации безмятежного, семейного быта (жанровые портреты Г. Ф. Керстинга, бытовые идиллические сцены на фоне пейзажа Л. Рихтера, эпизоды из жизни чудаков К. Шпицвега, интимные жанровые картины И. П. Хазенклевера, зарисовки уличных сцен Ф. Крюгера). Типичными мастерами бидермейера были австрийские живописцы М. фон Швинд и Ф. Г. Вальдмюлдер, писавшие наряду с жанровыми портретами, бытовыми сценами и пейзажами на литературные и сказочные сюжеты. Близко к бидермейеру творчество датских художников К. В. Эккерсберга и К. Кёбке, отмеченное непосредственностью наблюдения и отказом от идеализации.

 

Болонская школа живописи

 

Одна из школ итальянской живописи. Заняла видное место уже в 14 в., выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Однако термин «болонская школа» преимущественно связывается с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко. Эта болонская школа возникла после основания братьев Карраччи в Болонье ок. 1585 («Академии вступивших на правильный путь»), в которой впервые сложились доктрины европейского академизма и формы деятельности будущих художественных академий. Художники болонской школы кон. 16 - 17 вв. (Карраччи, Г. Рени, Гверчино, Доменикино), опиравшиеся на внешне воспринятые художественные приёмы мастеров Высокого Возрождения, выполняли эффектные декоративные композиции на религиозные и мифологические темы, монументально-декоративные росписи, разрабатывали тип монументальной алтарной картины, повлиявший на живопись эпохи барокко. Наиб. талантливый из братьев Карраччи - Аннибале - выполнял реалистические портреты, стал создателем так называемого героического пейзажа.

 

Брешанская школа живописи

 

Брешанская школа итальянской живописи сложилась в Бреше в эпоху кризиса Возрождения (2-я половина 16 в.). Во многом сохраняла верность ренессансным принципам и повлияла на итальянское реалистическое искусство 17 в. Творчество мастеров брешанской школы (Дж. Савольдо, А. Моретто, Дж. Б. Морони), испытавших влияние венецианской школы, отмечено поэтическим восприятием жизни простых людей. Религиозные сюжеты часто трактовались ими как сцены народной жизни, большое внимание уделялось жанровым деталям. Портреты мастеров брешанской школы отличаются интимностью, живописной непосредственностью, точностью социально-бытовой характеристики.

 

Брутализм и необруталиэм

 (от англ. brutal - грубый)

 

 Направление современной архитектуры, зародившееся в 1950-х гг. в Великобритании (архитекторы А. и П. Смитсон) и затем распространившееся в Зап. Европе, США и Японии. В своих произведениях представители брутализма стремятся к обнажению конструктивной схемы построек, максимальному выявлению архитектоники простых и «грубых» архитектурных масс. Характерным признаком для брутализма является отказ от каких-либо декоративных приёмов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла и др. Среди наиболее известных построек этого направления: школа в Ханстентоне (1949 - 1954) и здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне (1964, оба здания - архитекторы А. и П. Смитоон), институт Марчолонджи в Милане (1959, арх. В. Вигано), жилой комплекс Парк-Хилл в Шеффилде (1955 - 61, арх. Дж. Линн, А. Смит и др.), медицинские исследовательские лаборатории А. К. Ричардса университета Пенсильвании в Филадельфии (1957-61, арх. Л. Кан).

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» * Вперёд