Галерея «МАСТЕР»

 

Галерея «МАСТЕР» * Вперёд

 

Абстрактное искусство

 

Абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшиеся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первые его образцы создали работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Куака, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и др.), в России - К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - представители неопластицизма (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны 1914-18 годах тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма; вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декороративном искусстве, дизайне (эксперименты группы «Стиль» и «Баухауза»). Несколько групп абстрактного искусства («Конкретное искусство», 1930; «Круг и квадрат», 1930; «Абстракция и творчество», 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом «чистый психический автоматизм» и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний. В 60-х гг. как один из вариантов абстрактного искусства развивался оп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное искусство как течение теряет свои позиции и вытесняется различными направлениями.

 

Авангардизм

(франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд)

 

Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в.. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь. Черты авангардизма в 20 в. проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905- 30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот, но в 30-х годах угасает как популярное течение. Лишь после 2-й мировой войны 1939-45 в искусстве ряда стран Зап. Европы и Лат. Америки наряду с укреплением позиций реалистически «ангажированного» искусства происходит оживление авангардистских тенденций. возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма.

 

Академизм

(франц. academisme)

 

Направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории. Академизм распадался и видоизменялся со временем. В 20 в. в ряде стран он иногда проявлялся в обновлённых формах неоклассицизма.

 

Ампир

 (от франц. empire - империя)

 

Стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 - 19 вв. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. И. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806, арх. Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонте, - повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. Ампир получил распространение не только в европейских странах, но и в России - в ансамблях (Театральная ул, ныне ул. Росси, архитектор К. И. Росси; стрелка Васильевского о-ва с Биржей, архитектор Ж.Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, арх. А. Д. Захаров; Горный институт, арх. А. Н. Воронихин; все - в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.

 

Античное искусство

 (от лат. antiquus - древний)

 

 Название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. Античное искусство (развивавшееся в пределах 1-го тыс. до н. э. и 1-й пол. 1-го тыс. н. э.) зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского архипелага и западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э., в эпоху рабовладельческой демократии. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Чёрному морям, а также на Ближний и Средний Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусствеве Древнего Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

 

Архаика

 (от греч. archaikos - старинный, древний)

 

В искусствознании термин «архаика» применяется к раннему периоду развития искусства Древней Греции (7-6 вв. до н. э.). В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система (в том числе дорический и ионический ордера). Появляются новые типы монументальной скульптуры - статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора). В вазописи чернофигурный стиль, переживавший расцвет в первых двух третях 6 в. до н. э., уступает место краснофигурному стилю. Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты.

 

Архитектура эпохи Возрождения

 

  Неширокие улицы древней Флоренции вобрали столько памятников архитектуры, что их хватило бы на несколько городов. Среди знаменитых построек, например, дворцы богатых семейств: палаццо Веккио, Строцци, Питти, Ручеллаи. При всей непохожести этих зданий в деталях у них много общего. Кирпичная стена богато обработана пластической декорацией с элементами ордерной системы: горизонтальное членение фасадов, крупный развитой карниз, рустованная стена, относительно небольшие окна с массивными простенками. Облик этих домодворцов суров и неприступен.

  Пройдя через массивные двери в здание, посетитель попадает во внутренний двор с небольшим изящным фонтаном. Сюда почти не доносится уличный шум, слышно лишь мелодичное журчание воды. Взору открывается совершенно неожиданная картина: ажурные арки с гладкими стенами поддерживают открытые во двор галереи, на которые выходят жилые и подсобные помещения. От суровой неприступности фасада не осталось и следа. Здесь можно не опасаться врагов и максимально раскрыть здание в пространство.

  ... Над хитросплетением флорентийских улиц, над живописной застройкой словно парит огромный купол. Легкая стрельчатая форма, белые нервюры на фоне красной черепицы покрытия делают сооружение стройным, нарядным и запоминающимся. Что это за здание и чем оно примечательно? Свыше пяти столетий венчает купол собор Санта Мария дель Фьоре, построенный ранее, в эпоху готики. Диаметр купола - 42 метра - равен куполу Пантеона в Древнем Риме. Однако флорентийский значительно выше римского и к тому же самый большой не только в Италии, но и в Европе. Создатель купола - выдающийся итальянский зодчий Ф. Брунеллески - изобретатель, художник, ученый-теоретик. Смелая и оригинальная конструкция не исчерпывает его достоинств. Господствующий над городом купол своими формами и размером вселял гордость в жителей Флоренции и отвечал прогрессивному мировоззрению молодой буржуазии. Столетие спустя великий Микеланджело, работая над куполом собора Святого Петра в Риме, сказал о творении Брунеллески: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею». Значение купола Брунеллески еще и в том, что его стилевые особенности, а также неразрывная связь архитектурного и конструктивного решения ознаменовали собой рождение архитектуры эпохи Возрождения.

  Новый архитектурный стиль - ренессанс - свое название получил от французского Renaissance от renitre - возрождаться, вновь возникать. Термином «возрождение» в исторической науке и искусствоведении обозначается эпоха в развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой к культуре нового времени.

  Культура Возрождения - антифеодальная в своей основе - носит светский характер, обращена к человеку, к античному наследию. Это как бы возрождение его.

  Однако культура Возрождения не просто возвращение к античности. Она ее развила и трансформировала по-новому, применительно к новым историческим условиям. Изобразительное искусство и архитектура Возрождения ранее всего сложились в Италии, где они получили наиболее сильное развитие и пластическую завершенность.

  Особенности организации строительного дела в Италии делали мастера-зодчего полным хозяином своей постройки. Остальные мастера отдельных видов работ были в подчинении у архитектора. Стремясь подражать формам античности, архитектор тем не менее вкладывал в произведение личное понимание, фантазию на античную тему. Таким образом, каждый зодчий по-своему решал задачу «возрождения» античности. Вот почему творческая индивидуальность автора так отчетливо проявлялась в каждой постройке эпохи Возрождения.

  В архитектуре Ренессанса в целом произошел отказ от каменной каркасной конструкции готики. Появилась новая конструктивная система, простая, экономичная, достаточно гибкая и во многом облегчающая труд архитектора. Это кирпичная стена со сводами различных типов. В качестве перекрытий отчасти применяется дерево. Кирпичные конструкции облицовывают штукатуркой или камнем, в том числе и мрамором. При этом наружный облицовочный слой подчас приобретает самостоятельную декоративно-пластическую роль.

  ... В тесной застройке старого Рима два крыла мощной полукруглой в плане колоннады, словно две гигантские руки, раздвигают плотно стоящие здания, освобождая пространство для посетителя и приглашая его войти в главный храм Рима, Ватикана и всего католического мира - собор святого Петра. Оценивая это сооружение, историк искусства Вёльфлин писал, что «история могла бы без малейшего колебания ограничиться изучением одного этого памятника, так как на нем отразились все фазы развития стиля в течение целого столетия, начиная первым проектом Браманте (1506) и кончая сооружением Мадерны (1614)». К этому следует добавить, что окончательно ансамбль собора сформировала построенная еще через полстолетия перед его фасадом колоннада архитектора Л. Бернини. Каждый из мастеров - руководителей постройки собора святого Петра - решал задачу своеобразно, составляя при этом собственный проект. Если бы все замыслы зодчих были осуществлены, мир получил бы несколько прекрасных произведений архитектуры, не уступавших друг другу по грандиозности, но мало похожих одно на другое. Каждое из них имело свои достоинства и недостатки. Однако в любом случае оно являлось произведением выдающегося мастера.

  Эпоха итальянского Возрождения подарила миру также и блестящие образцы загородных домов частных владельцев - вилл. Лишь в Венецианской провинции их около трех десятков. Одним из мастеров, обогативших мировое зодчество этими сооружениями, был А. Палладио. В его виллах ценна не только представительская сторона - красота здания тесно связана с его назначением. В трактовке классических мотивов античности Палладио далек от сухости и шаблона. Каждая его постройка отличается не только своим планом, но и характером архитектурных форм. Одна из вершин мастера - вилла Ротонда около города Виченца (Северная Италия). Отделив от здания служебные помещения, зодчий превратил его в логическое завершение холма (бельведер), рассчитанный на восприятие с дальних точек. Внутри квадратного в плане здания круглый зал, перекрытый куполом. Вилла открыта миру своими четырьмя портиками, к которым ведут величественные лестницы. Красота замысла, безупречная композиция, гармония всех элементов сооружения, эффектное использование статуй в строго предназначенных автором точках - все придает облику не очень крупного здания подлинную монументальность и царственное великолепие.

  Архитектурный стиль Возрождения оказал большое влияние на европейское зодчество, где он получил развитие на национальной почве разных стран. Во Францию Ренессанс приходит с опозданием на столетие и появляется в начале XVI века. В Англию - на полтора столетия позже. В Нидерландах он задержался на весь XVI век.

  Стилистика - внешние художественные признаки - архитектуры Возрождения оказала большое влияние на зодчество последующих эпох вплоть до начала XX столетия. Большой знаток и ценитель итальянской архитектуры советский академик И. Жолтовский использовал ее художественные приемы в ряде своих построек, в частности, в Москве. Это бывший особняк Тарасова на улице Алексея Толстого.

Галерея «МАСТЕР» * Вперёд