Галерея «МАСТЕР»

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» *  Вперёд 

 

Неоклассицизм

 

«Неоклассика» - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19-20 вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие «вечные» зстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, «очищенных» от конкретно-исторического, содержания.

 В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных 6ольшей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся ок. 1910 г. и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля «модерн». В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные «модерном», и содержал в себе определенно рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского «модерна» (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью. Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х-начала 50-х гг., а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества. В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве - Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.

 В изобразительном искусстве термин «неоклассицизм» охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Некоторые предвосхищающие неоклассицизмом моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины 19 в.), но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х гг.), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления «хаоса» действительности. Для неоклассицизма конца 19-начала 20 вв., распространившегося в качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже - искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой «модерна». Термин «неоклассицизм» в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца 19-1-й половины 20 вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии. К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, З. Н. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и некрые течения в изобразительном, искусстве 20-30-х гг., возникшие как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: «новая вещественность» в Германии и регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгриэм» П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью. Так же, как и в архитектуре, арсенал художественных средств неоклассицизма, использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных образов, воплощавших культ силы и «сверхчеловека» (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

 

Неопластицизм

 

Одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан в 1917 нидерландским живописцем П. Мондрианом и рядом других художников, входивших в объедитнение «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, чётко разделённых перпендикулярными линиями чёрного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

 

Новая вещественность

(нем. «Neue Sachlichkeit»)

 

«Новая вещественность» или «магический реализм», течение в немецкой живописи и графике 1920-х гг. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и крайности дадаизма и (в меньшей степени) экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма в западноевропейском искусстве и сближалось в общих установках с такими современными ему течениями, как метафизическая живопись в Италии и так называемый неоэнгризм во Франции. Воссоздавая искусственный мир в преувеличенно чётких, тщательно детализированных формах, художники, «Новой вещественности» (А. Канольдт, К. Мензе, Г. Шримпф и др.) невольно выражали в своих произведениях ощущение отчуждённости отдельной личности от бездушной, механистической действительности.

 

Нонфигуративное искусство

Устаревшее и малоупотребительное наименование различных направлений абстрактного искусства.

 

Оп-арт

(англ. ор art, сокращение от optical art - оптическое искусство)

 

 Авангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму предстелем которого был В. Вазарели (с 1930 работает во Франции), основоположник Оп-арта. Первые опыты в области Оп-арта относятся ко 2-й половине 40-х гг., а его распространение как течения - к 60-м гг. Представители Оп-арта в своих живописных произведениях оперируют комбинациями многократно повторяющихся простых геометрических фигур, добиваясь иллюзорного эффекта их перемещения на плоскости и в пространстве. Декоративные возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве, дизайне.

 

Ослиный хвост

 

«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ», группировка молодых русских художников во главе с М. Ф, Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» и организовавшая в 1912 две одноимённые выставки - в Москве и в Петербурге. Эпатирующее название «Ослиный хвост» должно было, по замыслу членов, подчёркивать анархически-бунтарский характер их выступлений, направленных против сложившихся норм художественного творчества. Участники группировки (Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, А. В. Шевченко, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал, А. В. Фонвизин и другие) в противовес «западничеству» «Бубнового валета» обратились к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка. Вместе с тем некоторые из них (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к современным течениям западноевропейского искусства - футуризму и кубизму. На следующих выставках «Ослиного хвоста» («Мишень», 1913; «Ns 4», 1914) ряд участников выступил с произведениями в духе так называемого «лучизма» (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному из первых вариантов абстрактного искусства).

 

Поскольку статья из оригинальной «Галереи МАСТЕР» о творческом объединении «Бубновый валет» не сохранилась, о нём можно прочитать здесь.

 

Парижская школа

(франц. Ecole de Paris)

 

 Дословное название интернационального круга художников, сложившегося в основном в 1910-20-х гг. в Париже. В узком смысле термином «Парижская школа» обозначают группу художников, выходцев из разных стран (А. Модильяни из Италии, М. Шагал из России, X. Сутин из Литвы, М. Кислинг из Польши и др.). В широком смысле понятием «Парижская школа» объединяют художников (французов и иностранцев), живших преимущественно в парижском районе артистической богемы Монпарнас.

 

Первобытное искусство

 

 Искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Зап. Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека (ок. 33-го тыс до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и другим первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретического нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе будущие самостоят формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его жизненных наблюдений определялись повседневными трудовыми навыками охотников, жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных и их повадок, от умения выследить их.

 Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). С этого времени на обширных пространствах от Сибири до Зап. Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Леспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни Вестонице (Чехия), с. Костёнки близ Воронежа (Россия) и во многих других местах. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта слона, лошади, оленя и других животных. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубообобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя. Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20- 11-е тыс. до н. э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко и др.) и северо-западной Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в окресностях Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на р. Белая в Башкирии). Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери). Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистичной обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

 В позднем палеолите получает развитие архитектура палеолитического жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

 Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10-8-го тыс. до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые главным образом в Вост. Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п. Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие. В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам. В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам. Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, постепенно распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

 Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс.-нач. 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента). Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность. Вместе с тем неолитические изображения во многом утратили яркую реалистичную непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы. В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы. Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки. Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства (Ассирия, Вавилония, Древний Египет ). Здесь уже в 3-м тыс. до н. э. сложились основные виды исква - архитектура, скульптура, живопись.

 Первые памятники искусства, связанные с земледельческими культами, появились, очевидно, в 6-5-м тыс. до н. э. главным образом у древних племён Малой Азии и Месопотамии. Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками. Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов). Появившиеся здесь в 6-м тыс. до н. э. женские статуэтки из глины, первоначально близкие натуре, а затем с более схематичными, обобщенными и удлинёнными формами, а также с утяжелённой нижней частью тела, иногда покрывались геометрической росписью в виде спиралей, точек и штрихов, вероятно, имитирующей одежду. Влияние древней художественной культуры Малой Азии и Месопотамии в 5-3-м тыс. до н. э. широко распространилось и оригинально преломилось в искусстве прилегающих районов, имеющем и местные черты (в Сев. Африке, Вост. Средиземноморье, в Юго-Вост. Европе, Ср. Азии, Афганистане, Пакистане и др.). В более отдалённых районах (например, на севере Европы и Азии, где долго сохранялся рыболовно-охотничий первобытный уклад жизни) вплоть до 1-го тыс. до н. э. сохранились видоизменённые древние формы искусства. Здесь обнаружено большое число жизненно убедительных скульптурных изображений (голов лосей, медведей, водоплавающих птиц), составляющих часть культовой утвари и каменного оружия (находки из Оленеостровского могильника в Карелии, 4-3-е тыс. до и. э., торфяников Шигир и Горбуново в Приуралье, 3-2-е тыс, до н. э.; единичные находки в Финляндии, Швеции и др.). Широко распространена также мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Здесь выполнялись живописные, гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (т. н. петроглифы, или высеченные на скалах изображения, в Карелии, 3-2-е тыс. до н. э.; петроглифы и наскальные росписи в Швеции, 2-я пол. 2-го тыс. до н. э., и на вост. склонах Урала, и др.). Обычно связанные с племенными святилищами, на территории России они чаще всего представляют целую галерею упрощённых и схематических, наивно-выразительных образов - изображения животных, людей, мифологических существ, солярных и иных нерасшифрованных символов, сцен рыбной ловли и охоты. Богатые комплексы наскальных изображений, восходящие к эпохам позднего неолита, мезолита и бронзы, обнаружены также на Кавказе (в районе Кобустана), в Ср. Азии (в районе Зара-ут-Сая в Узбекистане), а также в Зап. Африке (росписи Тассилин, Аджер в алжирской Сахаре). Они со ставляют порой сложные, иногда полихромные, жизненно выразительные многофигурные композиции, включающие фигуры животных и людей, сцены быта, труда и охоты.

 В Европе переходу к оседлости и земледелию сопутствовало бурное развитие производства керамики, прошедшего на протяжении неолита и эпохи ранней бронзы сложную эволюцию и породившего множество как местных, так и общеевропейских культур и центров. Простые, преимущественно Oкруглые или прямостенные сосуды выполнялись от руки. На юго-востоке Европы (территории Греции, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдавии) и в Ср. Азии преобладала многоцветная расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией. Богатством и разнообразием красно-коричневых и чёрных узоров в форме спиралей и завитков, сплошь покрывающих сосуды с бело-жёлтой обмазкой, выделяется культура Триполье-Кукутени, распространённая на территории Румынии, Зап. Украины и Молдавии. В более северных районах (территории Германии, Польши, Чехии, Словакии, Юж. Нидерландов и др.) были распространены главным образом гравированные, так называемые линейно-ленточные узоры в виде изогнутых полос или спиралей, расположенных рядами, а впоследствии появились нарядные сосуды с тиснёным или штампованным орнаментом, складывающимся из крестов, квадратов, полос и других геометрических мотивов. Встречающаяся на юго-востоке и в центре Европы глиняная пластика этого времени (преимущественно схематично-обобщённые женские статуэтки, иногда покрытые геометрическим расписным или точечным сквозным узором) несёт отголоски средиземноморских влияний. Зодчество эпох неолита и ранней бронзы представлено общинными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетёных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе: сырцовые дома в Ср. Азии и др.). О прогрессе строительной техники говорят многочисленные постройки, сложенные из крупных монолитных каменных блоков. Они встречаются почти повсеместно. Выделяются комплекс храмов на острове Мальта с каменными плитами, покрытыми рельефным спиральным узором, и святилище Стоунхендж (Великобритания), состоящее из 2 рядов концентрич. камней, гробницы-дольмены на Балканах, в М. Азии, на Кавказе и др.

 Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества. В эпоху бронзы увеличилась производительность труда, начались имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивавшееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее большое влияние на становление культуры Средиземноморья, и особенно Древней Греции. В Европе и Азии во 2-м-1-й пол. 1-го тыс до н. э. продолжался процесс разложения первобытной общности людей, постепенно формировались племенные и этнические объединения (древние Германцы, Иллирийцы, Кельты, Норманны, Сарматы, Скифы, древние Славяне, Тюрки, Финно-Угры, Фракийцы, Этруски). Для этого времени в Ср. Европе характерна скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, связанная с традициями неолита, бронз, фибулы, подвески, мечи с орнаментиров. в геометрическом духе рукоятями. Искусство обработки металла достигло здесь высокого уровня на рубеже бронзового и железного веков. В нач. 1-го тыс. до н. э. отголоски традиций первобытного искусства частично отразились в Европе в гальштатском искусстве, в степях Евразии - в «зверином стиле». Повсеместно первоначальный культово-магический смысл изображений вытеснялся декоративно-орнаментальным началом. С середины 1-го тыс. до н. э. искусство «варварских» народов Европы и Центральной Азии воспринимало усиливающееся воздействие античной цивилизации и позднее, с процессом сложения феодализма, включилось (главным образом в Европе) в общеевропейский поток развития средневековой художественной культуры. Однако богатое и разнообразное искусство, органически связанное с традициями первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19-20 вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки, эскимосов Канады и Северо-Восточной Сибири, народов Африки).

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» *  Вперёд