Галерея «МАСТЕР»

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» *  Вперёд 

 

Передвижники

 

Художники, входившие в прогрессивное российское художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в противовес официальному центру русского искусства - петербургской Академии Художеств. Развивая лучшие традиции артели художников, испытывая постоянное воздействие общественного и эстетического взглядов революционных демократов В. Г. Белинского и К. Г. Чернышевского, передвижники решительно порвали с канонами и идеалистической эстетикой академизма. Освободившись от регламентации и опеки Академии Художеств, они организовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге. Одессе и др. городах.

 Лучшие произведения передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на религиозные сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы. В 1870-80-х гг., в пору своего расцвета, искусство передвижников развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов цветовых теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины. В творчестве передвижников критический реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократизации, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения.

 ТПХВ объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков. В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов. И. И. Шишкин. В. М. Максимов. К. А. Савицкий, А. М. Васнецов и В. М. Васнецов, А. И. Куинджи. В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко. И. И, Левитан. В. А. Серов и др. Экспонентами выставок ТПХВ были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии художественной деятельности передвижников играл критик-демократ В. В. Стасов: П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Авторитет и общественное влияние ТПХВ неуклонно росли. Реакционная критика и Aкадемия Xудожеств, вынужденные отказаться от первоначальной тактики зажима и травли передвижников, делали попытки подчинить себе их деятельность, оживить с их помощью академическую школу. В 1890-х гг. в состав Академии Художеств вошли видные передвижники (Репин, Маковский, Шишкин и др.). В числе передвижников были художники Украины (К. К. Костанди, К. К. Пимоненко), Латвии (К. Гун), Армении (В. Суреньянц) и др., оказавшие большое влияние на развитие своих национальных школ по пути реализма, народности и демократичности идеалов. Огромное значение для русского реалистического искусства имела деятельность Перова, Репина, Маковского, Крамского, Саврасова, Куинджи, Савицкого, Поленова и др.

 На рубеже 19 и 20 вв. искусство ряда передвижников стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. ТПХВ теряло былое общественное влияние, но основное ядро передвижников до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам. В 1890-1900-х гг. в творчестве передовой группы передвижников проявились социалистические идеи, отразившие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н, А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др.).

 

Поп-арт

(англ. pop art, сокращение от popular art - популярное, общедоступное искусство, термин объясняется также значением звукоподражательного английского «pop» - отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть как искусство, производящее шокирующий эффект)

 

 Неоавангардистское направление в американском и эападно-европейском искусстве конца 1950-60-х гг. Поп-арт возник как своеобразная реакция на засилье абстрактного искусства с его полным отрывом от реальности и как продолжение в условиях тотальной индустриальной цивилизации экстравагантных опытов дадаизма и сюрреализма 20-х гг. Получил распространение прежде всего в искусстве США (Р. Раушенберг, К. Олденберг, Р. Лихтенстайн, Дж. Розенквист, Дж. Дайн, Э. Уорхол), а затем Великобритании (П. Блейк, Р. Хамилтон), Франции (А. Фернандес; Н. де Сен-Фаль), Германии (П. Вундерлих) и других стран. Своими целями представители Поп-арта провозгласили «возвращение к реальности», раскрытие эстетической ценности образцов массовой продукции. Они буквально воспроизводят типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, детали машин и т. д.), широко пользуются привычным языком средств информации (штампованные приёмы рекламы, прессы, телевидения, кино, документальной фотографии, комиксов и т. д.). Однако несмотря на многообразие образных ассоциаций, вызываемых у зрителя произведениями Поп-арта, их кажущуюся злободневность, они отчуждены от подлинной реальности: яркие зрительные эффекты (достигаемые с помощью новейших искусственных материалов и сложных технических приёмов) заглушают сквозящие в них ноты иронии, неприятия господствующего в обществе «потребления ради потребления».

 

Постимпрессионизм

(от лат. post - после и импрессионизм)

 

Условное обозначение основных направлений французской живописи конца 19-начала 20 вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний - духовных и материальных. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти «наби» - французский вариант «модерна») не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего П. Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека) своем проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства 20 в.

 

Постмодернизм

 (англ. postmodernism)

 

 Направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 70-х-начала 80-х гг. 20 в. Единого определения постмодернизма нет. Наиболее приемлемо определение постмодернизма как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним «неоавангардизма» или «позднего модернизма», последовательно развивающего модернистские концепции. При всём своём антиэлитаризме постмодернизм в сущности консервативен. Постмодернизм пропагандирует «реалистичность», т. е. пассивное подчинение существующему социально-эконсмическому и культурному порядку общества.

 Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.

 Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур); города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури). Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.

 

Прерафаэлиты

 (от лат. prae - перед и Рафаэль)

 

 Английские художники и писатели 2-й половины 19 в. Стремились к возрождению «наивной религиозности» средневекового и раннеренессансного искусства. «Братство прерафаэлитов» было основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и X. Хантом. Прерафаэлиты испытали влияние Ф. М. Брауна и Дж. Рёскина. Прерафаэлиты противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) «живую веру» примитивов. Апология средневековья, требование эстетизации современной жизни вели к преобладанию в творчестве прерафаэлитов стилизации и декоративизма. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти группировались художники У. Моррис, Э. Бёрн-Джоне, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись прерафаэлитов развивалась в сторону усложнения плоскостной орнаментики и мистической окраски образного строя (Россетти, Бёрн-Джонс). Более широкий характер носит деятельность Морриса по возрождению английского декоративно-прикладного искусства, объединившего многих мастеров (в т. ч. Ф. М. Брауна, А. Хьюза, арх. Ф. Уэбба), которые стремились воссоздать в противовес машинному ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Идеи и практика прерафаэлитов во многом повлияли на развитие символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд), содействовали утверждению стиля «модерн» в изобразительном (О. Бёрдсли и др.) и декоративном искусстве.

 

Примитивизм

 

В изобразительном искусстве конца 19-20 вв., сознательное, программное упрощение художественных средств и обращение к формам примитива - произведений первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества. Стремление обрести эмоциональную ясность, «чистоту» мировосприятия противостояло как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Примитивизм по-разному проявлялся в творчестве разных мастеров (П. Гогена и «наби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, объединения «Мост» в Германии, в России - участников группировок «Голубая роза», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»), нередко смыкаясь с новейшими тенденциями искусства конца 19-20 вв. Термин «примитивизм» часто применяется и по отношений к так называемому наивному искусству, то есть творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19-20 вв. (произведения А. Руссо, К. Бомбуа во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, И. Генералича в Хорватии, X. Пиппина и А. М. Робертсон, прозванной «бабушка Мозес» в США и др.).

 

Проторенессанс

 (от греч. protos - первый и франц. Renaissance - Возрождение)

 

 Этап в истории итальянской культуры (13-начала 14 вв.), подготовивший почву для искусства Возрождения; термин «проторенессанс» был впервые употреблён швейцарским историком Я. Буркхардтом. Становление проторенессанса связано с подъемом свободных итапьянских городов, где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Для искусства проторенессанса характерны тенденция к наглядному отражению реальности, светское начало и интерес к античному наследию. Наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре относится к 11-13 вв. Формам готики зодчие проторенессанса (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали уравновешенность и спокойствие. Пластическая мощь, влияния античного искусства присущи скульптуре проторенессанса (А. Пизано и др.); живописцы проторенессанса (П. Каваллини и в особенности Джотто} добивались убедительности пространственного построения многофигурных сцен, эмоциональную выразительность образов, материальной осязаемости форм.

 

 

Пуантилизм

 (от франц. pointiller - писать точками)

 

 Одно из названий живописной системы, характерной для неоимпрессионизма, - письма мелкими мазками правильной, иногда точечной формы; то же, что дивизионизм

 

Рационализм

(от лат. rationalis - разумный)

 

Совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Основы рационализма закладывались ещё в конце 19 в. (творчество Л X. Салливена в США, X. П, Берлаге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции). Становлению рационализма в начале 20-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» во главе с Ле Корбюзье во Франции, и руководимой В. Гропиусом архитектурной школой «Баухауз» в Германии (функционализм). Сторонники рационализма организовали объединение СИАМ (Международный конгресс современной архитектуры, 1928-59); его градостроительные идеи были зафиксированы в так называемой Афинской хартии (1933), а его общие архитектурные концепции в 50-х гг. привели к созданию так называемого «международного (интернационального) стиля» (творчество Л. Миса ван дер Роэ и многих других архитекторов). Глубокий кризис рационализма в конце 50-х гг. был связан с настойчивыми попытками преодолеть присущий ему известный догматизм архитектурного мышления, определившими характер позднего творчества Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ, приверженцев брутапизма, возродившегося неоклассицизма, постмодернизма и других архитектурных течений.

 

Назад * Галерея «МАСТЕР» *  Вперёд