Контруниверситеты как форма студенческого выступления

 

(составлено по материалам статей и рефератов)

 

В США в первой половине 1960-х годов, согласно подсчетам обозревателей, в движении за реформу высшего образования приняло участие больше человек, чем в демонстрациях против военных операций Пентагона во Вьетнаме. Ученые отмечают, что «хотя новые студенческие левые тянули к чисто политическим вопросам, их базу тем не менее составляли более умеренные, недовольные прежде всего академической системой». Формой академического протеста стало движение «за свободный университет», или, как его иначе называли, контруниверситет, то есть университет, освобожденный от бюрократической опеки. Впервые идея подобного университета появилась в 1905 г. в одном из колледжей Калифорнийского университета в американском городе Беркли. Прологом для восприятия этих идей послужило нарастание авторитарных методов руководства в этом, одном из наиболее привилегированных в США, учебном центре. Безуспешные попытки его учащихся ослабить произвол университетской администрации, поддерживаемой правительственными кругами, содействовали формированию убеждения, что интересы студентов могут быть реализованы лишь в том случае; если они сами будут участвовать в управлении университетом. Для этого нужно, бойкотируя официальную программу и занятия, упразднить вообще всякое подчинение, в том числе подчинение учащихся своим преподавателям, поскольку, как утверждали недовольные, отношения обучающий – обучающийся имеют такой же характер, как и отношения эксплуатирующий – эксплуатируемый. Занятия должны проводиться в форме свободной дискуссии па заданную тему, что получило название «тич-ин» (по-английски «самообучение»).

 Одной из первых акций стал так называемый «тич-ин» (teach in), прошедший 24 марта 1965 г. в Энн-Арборе. Он был проведен преподавателями и студентами Мичиганского университета. Эта акция послужила началом для дальнейших дискуссий, которые проходили во многих университетах по всей стране. Уже в мае протесты прошли в 50 университетах и колледжах. Так, 15 мая 1965 г. в Вашингтоне был проведен «тич-ин», в котором участвовало несколько тысяч человек. Он транслировался по телевидению более чем в 100 университетах и передавался 30 радиостанциями. Даже несмотря на то, что для участия в обсуждениях правительство отправило директора Исследовательского института по проблемам коммунизма при Колумбийском университете 3. Бжезинского и председателя Совета госдепартамента по планированию политики У. Ростоу, обсуждения перешли в демонстрацию против политики Вашингтона относительно Вьетнамской войны.

Уже 22 июля 1965 г. учащиеся западноберлинского университета, бойкотировав занятия, устроили тич-ин, в центре которого стояла проблема свободы и ее несовместимости с бюрократией и другими явлениями буржуазного общества. Тич-ин сопровождался демонстрацией фильмов, разоблачающих произвол властей во всех сферах общества. Следующий этап в развитии «свободного университета» в Западном Берлине связан с июлем 1967 г., когда во время очередных студенческих выступлений был убит студент Бено Онезорг. Полицейская провокация подтолкнула развитие идеи «свободного университета». Некоторое время после создания университета студенчество верило в его демократический статус, но произвол администрации привел к тому, что в 1967 г. студенчество выступило с требованием заменить «свободный университет» контруниверситетом. Этот университет, организованный студентами в том же году, включал более 30 кружков и рабочих комиссий, занимавшихся проведением тич-инов. Контруниверситет был открыт для всех желающих, даже для тех, кто не принадлежал к студенческой общине.

Особенно большой размах движение за контруниверситет получило в дни всеобщей майской забастовки в 1968 г. во Франции. Если до этого «свободный университет» действовал на протяжении небольших промежутков времени, был рассчитан на то, чтобы удовлетворить потребность студенчества в информации и в свободном обмене мнениями, то в мае 1968 г. французскими студентами была предпринята попытка организации «свободного университета», если не как постоянно действующего, то во всяком случае длительно функционирующего в качестве самоуправляющейся студенческой общины. Главным организующим центром этой общины была ассамблея – собрание студентов, желающих принять участие в делах университета. Все вопросы решались голосованием. Для составления проектов различных решений избирались комиссии. Процесс обучения проходил и кружках, по отношению к которым комиссии осуществляли консультативные функции.

 Массовый характер носили и протесты студентов против войны в мае-июне 1970 г., когда занятия были прекращены более, чем в 500 учебных заведениях. О масштабе молодежного движения свидетельствуют данные, касающиеся только период с января по июль 1969 г. и 232 высших учебных заведений США: в актах протеста в кампусах принимали участие не менее 215 тыс. студентов, 3652 человека были арестованы, 956 – отстранены от учебного процесса или исключены.

Немаловажными были и протесты студентов против программы учебного корпуса офицеров запаса. По некоторым данным эта программа была отменена в 400 колледжах и университетах. Активность студентов против проведения университетами исследований для Пентагона привела к снижению связанности высших учебных заведений с военно-промышленным комплексом.

 Попытка возродить эту форму работы высшей школы была предпринята французскими студентами весной 1976 г. Мартовские выступления в университетах Тура, Парижа сопровождались оккупированием университетских зданий, проведением теоретических семинаров по актуальным вопросам современности. Центром брожения английского студенчества стала Лондонская школа экономики – единственное в Англии высшее гуманитарное учебное заведение. Первое его выступление состоялось в марте 1967 г. Студенты объяви ли забастовку, заняв учебные здания, потребовали демократизации высшей школы, начали проводить диспуты, консультации. Из 3200 студентов только 300 человек, объявив себя «новыми левыми», пытались превратить учебное заведение в «бастион революции». И хотя они пользовались поддержкой всего остального студенчества, все же было заметно, что последнее вкладывало в свои акции другой, более рациональный смысл – ориентацию на демократическое преобразование высшей школы. Следующей крупной акцией протеста английского студенчества была забастовка в январе 1969 г. Поводом явилось установление решеток – на окнах в Лондонской школе экономики. Ответ властей – прекращение занятий на три недели, что привело к новой забастовке, длившейся до 19 февраля и поддержанной студентами других учебных центров. Забастовки по образцу других стран сопровождались нередко тич-инами, разработками проектов академических реформ.

 В академическом движении студенчества отчетливо различаются два момента: первый – стремление к улучшению высшей школы; второй – установление зависимости между изменениями в университете и реорганизацией всего общества. Выражением этого может служит концентрация внимания учащихся высших школ на проблеме управления, которое, по мнению студентов, должно носить свободный, демократический характер. Не случайно, что академическое движение приобрело форму борьбы за «свободный университет», поскольку именно демократизация университета, по мысли студентов, может качественно изменить процесс преподавания и обучения.

 

На страницу «Контруниверситет»