Сохраниться и расшириться: от профессионального исполнителя курсовых работ – к Альтернативной Системе Образования

 

© Денис Паничкин (2018)

 

Профессиональный исполнитель курсовых и дипломных работ, как я определяю и самого себя, - это большое понятие, включающее и многолетнюю разностороннюю практику, которая равнозначна настоящему образованию по выполняемым направлениям работ, и понимание процессов, происходящих в образовании, культуре, обществе, и сложившаяся политическая позиция.

Такое определение очень важно, поскольку в написание работ массово рванули ещё много лет назад (и продолжают это делать) те, кого я назвал «грубописателями». Но и те «репетиторы для студентов», кто может писать рефераты и дипломы на высокопрофессиональном уровне, часто не выработали политическую позицию и предпочитают «примирение с действительностью», а у репетиторов на уровне школы это встречается ещё чаще.

Между тем эта действительность становится всё более неприемлемой для понимающих. Она выражается уже не просто в том, что «высшее образование» стало высшим только по имени, на деле же превратилось просто в дополнительную ступень массового послешкольного образования, и специализация чаще всего бывает формальной, а некоторые специальности – как юридические и экономические – стали производиться массово, до конвейерного «штампования». Ряд вузов утратили свой профиль, и никаким рынком это не объяснишь, тем более, что они «готовят» по тем специальностям, предложение которых на рынке труда намного превышает спрос.

Так есть уже много лет. Но худшее произошло, когда преподаватели осознали «свободу не учить» (осенью 2013 года мной зарегистрировано массовое нечтение преподавателями работ), а студенты – «свободу не учиться» (с весны 2016 года я то и дело слышу от своих заказчиков фразу «сдать и забыть»). И для увековечения этих свобод брошено всё, что в итоге уничтожает образование как таковое. Это и программы проверки на заимствования (Антиплагиат, ЕТХТ и прочие), и нормоконтроль, и надуманные «наукометрические» показатели (вроде индекса Хирша). На входе получается желанная для чиновников и копропреподов «презумпция виновности», поскольку подход к применению всех этих программ – Антиплаиат, ЕТХТ и прочих – то, что «работа обязательно списана». А на выходе: оперативно – искажение конкретной верной по сути (соответствующей теме) работы ради стремления «отчитаться процентом», тактически – убийственная «процентная гонка», а стратегически – нечто более страшное, причём в масштабах всего образования!

В самоцель превращается стремление именно «отчитаться процентом» и «подать работу по форме». За последний на момент написания этого воззвания 2017-2018 учебный год мне ни разу не возразили по содержанию хотя бы одной работы (я не считаю замечания, свидетельствующие о некомпетентности нынешних преподавателей – от «учёта счетов» в дипломной работе по бухгалтерскому учёту до требования раскрыть тему о нравственном воспитании, не прибегая при этом к педагогике). Зато много, даже слишком много вот таких необоснованных околоработных претензий, представляющих завышенные по сравнению с общественными требования конкретных преподавателей, то есть – открытый шантаж с требованием «переделать» по сути верные работы (содержательные, соответствующие темам) с угрозой в противном случае «не принять их». Разве это нормально – что выполненные работы должны кем-то утверждаться, каким-то третьим лицом, не участвующем в сделке, но присваивающим себе право без уважительных причин объявлять её недействительной? И почему я или кто-то из других мастеров своего дела должен делать то, что не хочет?

Официальная власть в лице Минобрнауки и ВАКа открещивается от «антиплагиатных» программ, давая свои «разъяснения», но не препятствует применению этих программ. При этом уличить в плагиате норовят именно при хорошо написанной работе, тогда как настоящий плагиат – от списывания отдельных работ (как «диссертации» чиновников, депутатов и разномастных генеральных директоров) до контента (не назову это содержанием именно по причине бессодержательности и даже антинародности) развлекательных программ и глупых сериалов – поощряется и даже щедро финансируется за счёт бюджетных (следовательно – народных) денег.

В довершение всего сейчас ещё ужесточили законодательство о рекламе, направив его против рекламы выполнения дипломных работ и диссертаций на заказ. При том, что рефератный бизнес – это следствие, а не причина. Я всегда называл его слепком с образования, точнее, того, что называется системой образования.

Любой нормальный вуз занимается тем, что учит и воспитывает (что важно!) студентов, а во-вторых (!), уже ведёт исследования.

Вуз (образование) моей мечты – это признание того, что в работах самым важным является содержание. Никаких антиплагиатных программ, в крайнем случае, обычные пользовательские могут быть допущены в необязательном применении, а такие, как «Кольцо вузов» и ЕТХТ, - категорически запрещены. По оформлению – единые требования в объёме необходимого и достаточного минимума. Никаких нормоконтролей и глупых методичек! Никаких баллов ЕГЭ и индексов Хирша! Никаких отчётов с формальными показателями, никакого «эффективного менеджмента»! И знания, умения и навыки, а не формальные документы об окончании!

Тем более, в условиях «свободы не учить» со стороны копропреподов (ограничивающихся формальными отписками по предоставленным работам, и всё больше – по процентам Антиплагиата и глупым «методическим указаниям») профессиональные исполнители осуществляют функции того самого научного руководства.

Но сейчас что-то предпринимать в рамках того, что всё ещё называется системой образования, - всё равно что выбирать цвет обоев, когда дом угрожает рухнуть. Не лучше ли расселить жильцов, дом снести, а также построить заранее новый?! Можно объединить опыт вытесненных (по разным интриганским причинам) из вузов преподавателей и профессиональных исполнителей – то есть всех, кому мешают нынешние копропреподы, - и на основе этого опыта создать альтернативную систему образования. Со всеми теми характеристиками, которые я перечислил. Учить, давая действительно знания, воспитывать, вести исследования, и не взирать на проценты, оформление и прочие «наукометрические показатели» (выкинуть их к чёрту!). И действовать вне контроля всех министерств и иных государственных структур, напротив, действовать как структуры надгосударственные и даже в чём-то антигосударственные.

Как известно, Генри Торо в своем «Трактате о долге гражданского неповиновения» писал: «Тот, кто призывает примиряться с язвой и пороком в своем государстве, - не патриот, а своекорыстный предатель. Патриот же обязан бить в колокола, когда видит любую опасность, любую несправедливость, любую болезнь, которая распространяется в его стране. Если власть издает несправедливый закон, патриот обязан ему не подчиняться и всячески бороться с ним».

И, если такое неповиновение станет массовым, то чиновникам, именующим себя властью, придётся думать не о наказании, а о том, как бы удрать от оппозиции и спасать своих детей! При этом я понимаю оппозицию для целей создания альтернативной системы образования в том смысле, как понимали её наиболее агрессивные и фанатичные на Северном Кавказе - это сила, которая может противостоять власти и блокировать её проекты. Пусть этих фанатиков нет в живых, их идеи существуют и могут вернуться, достаточно кому-то об этом позаботиться.

Создание альтернативной системы образования важно для тех, кто осознаёт, не проценты Антиплагиата и баллы ЕГЭ, не нормоконтроли и номера формальных «ключевых компетенций», а люди будут работать! А при работе последствия «отчитаться, сдать и забыть» ни в какой отчёт по практике не уложатся.

 

+7 (911) 923-22-98
 

 

Что я могу дать от себя для создаваемой альтернативной системы образования (большее, чем репетиторство для студентов), можно найти на странице ссылок.