Главная » Статьи » Авторский дневник

Презентации - слайды - PowerPoint. Об их уместности

© Денис Паничкин

 

Мне внушали, сопровождая это поведением, не признающим не то что инакомыслия – даже сомнения: если что-то как-то поставлено, это раз навсегда, и не переставишь, только хуже себе сделаешь. Но не устраивало меня такое. Я всегда задумывался: почему так, а не иначе, причём это «иначе» для меня может быть предпочтительнее.

Для начальства любого ранга такие подчинённые неугодны. Потому что я из тех, кто не прочь сместить начальника (как – вопрос технический, но не нравственный) и занять его место, или ещё лучше – управлять организацией, и не только, от имени подставных начальников. Как минимум – могу потребовать отчёта о содеянном, формально этой обязанности для лиц, принимающих решение, не отменили.

И когда я стал всё больше встречать заказы на презентации к дипломным работам, я со временем задумывался: а почему так должно быть? В 2007 году этого вообще не было, в 2008 и 2009 – было в диковинку, а в 2010 внезапно стало массовым, и дальше уже шло ко всеобщему и обязательному.

Конечно, сомнения у меня возникли не сразу. Например, я не сразу определился, что к слову «презентация» у меня отношение сниженное, с уклоном к отрицательному. Например, потому что презентации у меня ассоциировались с демонстративными мероприятиями для чиновников, аморалов в ранге «звёзд» и кичливых богачей, наравне с балами, приёмами, «мастер-классами». Иногда понятие «презентация» использовалось для подмены с целью формально отчитаться, как это было в случае с Малой Октябрьской железной дорогой. Открытия новой дороги ожидали 24 июня 2010 года, однако анонсированное торжественное мероприятие было отменено. Позже представители ОЖД пояснили, что в этот день «должно было состояться не открытие, а презентация». В полном объёме новая трасса вступила в строй лишь через год - в июне 2011 года.

В 2014 году произошёл первый случай, когда мне в пример поставили совершенно неуместную презентацию к дипломной работе. Собственно, самой дипломной работы я не видел. Но называлась работа «Привлечение иностранных инвестиций в объекты коммерческой недвижимости на основе метода реальных опционов». И презентация была действительно презентацией в худшем смысле этого слова – она представляла собой рекламу биржевых спекуляций. Конечно, я отозвался на это публикацией в «Контрольном листке». И не сразу обратил внимание: в «упущенные девяностые» не было дипломных работ, рекламирующих «финансовые пирамиды».

В июне 2015 года впервые к презентациям по дипломным работам массово возникали надуманные «замечания». Особенно отличались преподаватели таких вузов, как Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Университет имени Герцена. При этом замечания выдавали политический характер: обязательно какие-то формальные значки на слайдах, совершенно не заявленные, вычёркивали всё, что давало бы зрителям/читателям силу, мудрость, ясность или хотя бы мужество, мечту, волю, -то есть – качества, нетерпимые для управленцев. В особенности, горькие слёзы вызвало то, как самовольно искорёжили презентацию к диплому про правовое регулирование трудоустройства несовершеннолетних, убрав из неё хорошие рисунки, которыми я сопровождал ещё рассказ о правовых контрольных, а также сведения из истории, когда труд несовершеннолетних – а это в годы Великой Отечественной войны – был необходимым и одновременно героическим.

В 2017 году я впервые узнал о «вузовских» шаблонах для презентаций к дипломным работам. Первыми были та же Российская академия народного хозяйства и государственной службы и Университет ИТМО. Я не сомневаюсь: это вовсе не противодействие практике заказывать работы вообще, а какое-то вторичное проявление принуждения учащихся заказывать их «в нужных местах» и у «нужных лиц». К которым я не отношусь по многим причинам.

 

 

Наиболее скандальными оказались требования, которые выдвинул, причём в последний момент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет. Преподаватели требовали поменьше текста, побольше рисунков, но вставку рисунков запрещали, обязательно только средства рисований с этим буквенным бисером и совершенно бессмысленной отрисовкой примитивов. То есть только ради отработки управляемости и поощрения одного – формально отчитаться.

 

 

Сколько страданий мне причинила это бессмысленная «работа»!

Зато от требований всеобщих презентаций выгадали рефератные посредники, например, из требований «Студсервиса» с 2018 года следовало, что к любому диплому по умолчанию обязательны речь и презентация в PowerPoint, то есть за тот же низкий выдел, именуемый гонораром, тебе добавляют работы. Не раз принуждали делать одно и то же по нескольку раз. Особенно если надо речь в таком виде: «Слайд 1 – одно, Слайд 2 – другое и т.д.» Причём требования эти всегда возникали тогда, когда возникала надобность в них, собственно – в том, чтобы затянуть приём работы. В вузах те, кто принимает решения, очень циничны в своём ощущении безнаказанности, и все всё знают. Я могу сказать: «А судьи кто?», но они останутся судьями, лицами, принимающими решения, и никакое неправильное решение не отразится на их статусе, карьере, зарплате.

А поэтому действовать надо по-революционному - пересмотреть обязательность презентаций для дипломных работ. Тем более – в условиях массового послешкольного экономического и юридического образования. Потому что уместность слайдов для данных специальностей вызывает не просто сомнение, я даже считаю презентации вредными в данных случаях.

Когда презентации могут быть уместны?

В случае сочетания слов и изображений как необходимости для пояснения темы. В этом отношении я могу припомнить две свои контрольные работы из своей практики – Женский образ в рекламе» и «История института несостоятельности (банкротства) в России» (обе – 2011).

 

 

 

Собственно, в первом случае презентация не планировалась, но по ходу работы стало ясно, что без неё не обойтись. Вторая работа была, наоборот, заказана как презентация, а доклад возник из черновика при отборе материала для неё, развёрнутого плана, написанного в Word. Презентация по работе о женском образе в рекламе позволяет ориентироваться современному рядовому потребителю. Не случайно наиболее неуместные примеры, откровенно манипулятивные, включены в презентацию чёрно-белыми, а самые красивые – цветными. Что же касается второй презентации, то она призвана расставить всё на свои места – в силу сегодняшнего неприязненного отношения к несчастным банкротам и лояльного – к злонамеренным (причём первые обычно вынужденно подводят кредиторов, уже будучи подведёнными вторыми).

Из этой моей практики возникли и учебные презентации, например, по бухгалтерскому учёту и межкультурным коммуникациям, но о них пока умолчу

Уже тогда я был против того, чтобы использовать презентации исключительно как сопровождение дипломных работ (часто – низкого качества). Когда заставляют придумывать изображения, где они не нужны, или, наоборот, заставляют использовать только слова, чтобы шрифт был покрупнее, фон – бесцветный, и не нужно примитивов и табличного материала, они, якобы, «скрадывают пространство».

То есть требование только слов неуместно потому, что не стоит повторять речь по работе в виде надписей на экране, а только изображений – потому, что они не несут информации или представляют собой смесь вычурности и надуманности.

Домашнее задание читателям: подумать и определить, когда презентация уместна, а когда нет, в каких случаях и как сочетать слова и изображения. Но, разумеется, не для повторяющихся из года в год по экономической и юридической тематике выпускных квалификационных работ!

 

P.S.Прилагаю для самостоятельной работы читателей два неуместных примера (№ 1, № 2) презентаций для ВКР по бухгалтерскому учёту в смеси с анализом и аудитом, то есть для работ с ошибочной структурой.

Категория: Авторский дневник | Добавил: РефМастер (20.02.2020)
Просмотров: 286 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0