Главная » Статьи » Поразмышляй над сказкой всласть

Поразмышляй над сказкой всласть: то, что сейчас стараются забыть

© Денис Паничкин

Когда я говорю: «Это мне не нравится», это не просто слова. Это мой приговор тому, что мне не нравится, это выражение моего права - вопреки всем окружающим – сделать своими руками так, чтобы то, что мне не нравится, перестало существовать. А такого оказалось намного больше, чем я встречал ранее.

После шестилетнего перерыва я вновь получил возможность слушать радио. В любом случае, там нет столько дряни, как сейчас на телевидении. И всё же мне иногда представляется, что большую часть этих шести лет у меня просто отняли и бесцельно растоптали в пыль, чтобы ни мне, не себе. Если раньше я обращал внимание на то, что мне нравилось, то сейчас половина первоначально понравившегося мне кажется ложью. «Сказкой для дураков», как говорили мне другие. Насмешка над тем, что изменить действительность всё же можно, хотя бы и насильственным путём, всегда выражалась реакцией окружающих: «Ты в сказке живёшь», хотя большинство из них жили и продолжают жить в кошмаре.

Зато, когда кому-то выгодно, то и сказку они используют, оставляя себе возможность окреститься от неё, когда невыгодно станет. Именно по радио в передаче «Мир российской усадьбы» я слышал в качестве такой сказки-рекламы «Сказку о волшебном фикусе».

 

Обрадовалась женщина, принесла цветок домой, поставила на подоконник. И вот смотрит - такой красивый фикус и такое ужасное окно. Взяла она ведро, тряпку и помыла стекла. Смотрит - красивый фикус, чистые стекла, а рама отвратительная. Взяла она краску и покрасила раму. Осмотрелась женщина - такое замечательное окно получилось, но в такой ужасной комнате. Пошла, купила красивые обои и наклеила их на стены. Да вот беда - комната преобразилась, но мебель в ней старая, трухлявая. Пошла женщина к столяру и попросила его починить мебель. Тот согласился. И стала комната очень красивой.

 

Показалось мне, что в ней что-то не так. Я задумался, как обычно, и вспомнил, что нечто похожее я читал, но только похожее, а не подобное. Формально тот же мотив есть в сказке Е. Пермяка «Золотой гвоздь». Но различия здесь существеннее.

Конечно, навести порядок у себя в доме можно и должно. И даже приходилось за это побороться, как были у меня в 2000 году конфликты с матерью, или самый недавний по времени случай, когда в качестве агента по недвижимости мне пришлось отчитывать собственников квартиры за то, что они даже уборку не хотят провести.

Но … хорошо и новые вещи купить и обставить жильё, когда есть деньги и само жильё, как у этой безымянной женщины с волшебным фикусом. Тихон с матерью-вдовой у Пермяка находились в худшей ситуации. И приходится Тихону рассчитывать только на собственный труд, и люди, с которыми он встретился, далеко не «волшебники», а те же люди труда – кузнец, лесник, шорник. Тихон обучается всему, что умеют и они, и находит применение своему новому умению. И получалось не всё и не сразу, как хочется сейчас. Конечно, сейчас это стараются отрицать. Как раз здесь и есть тот самый формальный мотив последовательного роста: «Коли гвоздь хомут попросил, хомут - коня, конь - соху, надо думать, соха пашню запросит». А затем Тихон – снова своими руками, наработанными навыками и умениями – и избу строит, но быстро понимает, что жить только для себя нельзя, что труд должен, кроме самого трудящегося, пойти на пользу ещё кому-то:

 

Пришла осень. Сжала вдова хлеб. Тихон обмолотил его, а конь на базар свёз. Утварь всякую в новый дом приволокли. А гвоздь не золотеет. И на душе как-то невесело.

- А отчего-почему, милый сын, на душе невесело?

- Один я, мамонька, вперёд других выскочил. Дружков опередил, товарищей оставил. Себе гвоздь вбил, от них счастье скрыл.

Сказал так Тихон и пошёл к дружкам-товарищам. Кому верное слово скажет, кому добрый совет даст, а кому и своими руками подсобит. Вдове крышу покрыл. Старику сани справил. Юнцов к делу приставил. Зазолотел гвоздь. Со шляпки начал - до середины дошёл. Счастье весельем в дом заглянуло, дружбой людской зацвело. Не нахвалится народ. До того дело дошло - неженатого по батюшке величать стали, на миру выкликать. А гвоздь день ото дня пуще горит.

 

Как это отличается от мещанского благополучия, которое как бы незаметно нам подсовывает «Сказка о волшебном фикусе», вроде бы с хорошим исходом, но с пропагандой обывательского образа жизни.

 

… обыватель асоциален. Он избегает вовлеченности в общественную жизнь, концентрируясь на своей семье, доме, даче, машине. Его в принципе не волнует, что происходит на земле, в своей стране. Мозг его не мучается в поисках неизведанного. Он будет с удовольствием годами чего-то достраивать, чего-то улучшать в своей квартире или на даче. И находить в этих мелочах громадное удовольствие (Олег Арин).

 

Современные обыватели поверили в некое «информационное», постиндустриальное общество - и это послужило им основой для самооправдания: дескать, мы теперь не зависим от тех, кто добывает уголь, собирает хлопок и выращивает хлеб, мы - внутри другой, «более высокой» цивилизации. Хотя сельскохозяйственные продукты не стали виртуальными - и их по-прежнему производят крестьяне. И одежда не стала виртуальной, хлопок по-прежнему выращивают и собирают крестьяне, ткани по-прежнему ткут рабочие-ткачи, уголь и нефть (без которых не будет электроэнергии и, следовательно, не будут работать компьютеры и электронные СМИ - весь виртуальный мир обывателей) по-прежнему добывают шахтеры и нефтяники.

Мещанское же благополучие – это отражение презрения к производительному труду на бытовом уровне. И на бытовом уровне оно сформировалось куда быстрее, чем на политическом, где его сочли более чем приемлемым.

Но разве нельзя трудиться и не стыдиться, вопреки этому мнению. Пусть говорят, что «есть такое мнение», именно от тех, кому оно не нравится, зависит многое, хотя бы потому, что можно трудиться вопреки этому мнению, можно даже общими и постоянными усилиями добиться того, чтобы не нравящееся вам мнение перестало существовать.

Категория: Поразмышляй над сказкой всласть | Добавил: РефМастер (04.08.2015)
Просмотров: 101 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0