Главная » Статьи » Образование, культура, общество (статьи других авторов)

ЕГЭ – на свалку!

© Сергей Комков (2017)

 

Единый государственный экзамен в 2017 году немного отличается по форме проведения от предыдущих лет. Отменена тестовая часть экзамена в трёх учебных дисциплинах – биологии, химии и физике.

Выбор ответа из предложенных вариантов остался только для ЕГЭ по иностранному языку, который с 2022 года станет обязательным для всех выпускников.

Зачем вообще нормальному человеку два иностранных языка, в Минобразования, к сожалению, внятно никто не пояснил. Понятно, что в национальных автономиях изучают местный язык, русский и иностранный, но у нас просто физически нет такого количества хороших учителей иностранных языков, чтобы каждый выпускник школы мог объясниться, например, в Великобритании и Китае. В результате обучение вероятнее всего еще глубже провалится в профанацию.

Экзамен по математике в этом году разделён на две части: базовый и профильный уровни. Выпускник может сдать как оба варианта, так и выбрать один из предложенных. Профильный уровень необходим для студентов, поступающих в технические и экономические вузы, а базовый требуется просто для получения аттестата зрелости. Для чего нужна такая градация?

Введение экзамена профильного уровня – это требование специалистов вузов. После того как в вуз начали принимать практически со стобалльными сертификатами ЕГЭ, выяснилось, что часто поступают ребята, фактически не пригодные к обучению по определенной специальности. При этом какие-то дополнительные вступительные экзамены вузы назначить не имеют права. Нынешнее руководство Министерства образования было вынуждено пойти навстречу вузам в этом вопросе».

Из сложившейся затруднительной ситуации существуют два выхода.

Есть две модели зачисления в вузы, которые хорошо себя зарекомендовали. Первая: ученики поступают в вуз, просто сдав свои документы, а по итогам первой сессии их экзаменуют и определяют, кто дальше будет продолжать учиться, а кто нет – это западная модель. А лучше все-таки та модель, которая сложилась у нас в Советском Союзе, когда шел профессиональный отбор – сдавать такие вступительные экзамены, которые определяли бы склонность к обучению в том или ином вузе.

Понятно, что первая модель возможна только в полностью платной системе образования, иначе у нас все выпускники школ «просто сдадут свои документы» в МГИМО, МГУ и нефтегазовые вузы. Но разговоры о том, что ЕГЭ – крайне неэффективная форма сдачи экзаменов, ходят еще с момента первого проведения тестирования учеников в 2001 году. За 16 лет единый государственный экзамен так и не снискал симпатий среди специалистов в области образования.

 

 

Я считаю, что ЕГЭ сам по себе не имеет права на существование, я противник этого экзамена как такового. Единый государственный экзамен в том виде, в котором он существует, то есть тестовая форма оценки знаний, как итоговая аттестация не должен существовать.

Система тестовых заданий появилась в России по рекомендации американских советников, а разработана она была в 1960-е годы во Франции. Причем систему тестов французы придумали для оценки познаний иммигрантов, прибывших в страну на ПМЖ, – то есть для людей, не блистающих эрудицией в знании языка, истории страны и других областях.

Простая формочка тестовых заданий – самая опасная. Не всегда простота ведет к хорошему результату. В США пробовали вводить такую систему экзаменов, но она не прижилась, так как качество знаний у школьников резко ухудшилось. Поэтому во многих штатах существуют классические выпускные экзамены и итоговые творческие работы.

Главным пропагандистом, создателем и теоретиком ЕГЭ в России была и остаётся Высшая школа экономики – маргинальное научное заведение с давно определившейся репутацией. Сам факт того, что единый экзамен каждый год сдается по новым правилам, говорит о непрофессионализме разработчиков, их неумении выстроить систему, о реактивном мышлении – то есть способности реагировать на неудачи, но не предвидеть их.

Начиная с 1992 года, когда только возникла Высшая школа экономики, созданная на специальный грант Всемирного банка, начались эксперименты с системой единого государственного экзамена. Долгое время этому противодействовали многие эксперты и специалисты, говорили о том, что он, в общем-то, ничего хорошего не дает. Тестовая оценка не может показать истинного уровня знаний учащихся. Тем не менее после 2000 года единый экзамен был внедрен в тестовом формате, а затем и в обязательном. Теперь его всячески пытаются видоизменять, реформировать, модернизировать, дополнять. Но когда какая-то вещь изначально бракованная, то, как ты ее ни модернизируй, она все равно в конечном итоге пригодна только к одному – чтобы отправиться на свалку.

Категория: Образование, культура, общество (статьи других авторов) | Добавил: РефМастер (26.08.2017)
Просмотров: 39 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0